Итак, в предыдущей части статьи мы выяснили, что структура современного общества и функционирующие в нем экономические механизмы способствуют формированию определенных психологических особенностей у существенной части людей такого общества.
В конце XIX - начале XX века рабочий класс был на подъеме, что позволяло ему выдвигать как свой авангард мощную коммунистическую партию. Сейчас мы видим упадок рабочего класса, соответственно и упадок его авангарда. Какие особенности ситуации того времени способствовали борьбе рабочих за свои права?
- индустриализация
- высокая социальная напряженность
- усложнение управления в работе
- наличие сплоченных рабочих коллективов
Поэтому рабочий начала XX века:
- много трудился
- остро понимал классовые противоречия
- повышал уровень образованности и развивал логическое мышление для управления сложными системами и механизмами
- был коллективистом
Подобная ситуация напрямую возникала из-за бурной индустриализации, когда буржуазия была вынуждена сама развивать пролетариат. Именно по поводу этого Марксом и Энгельсом в Манифесте коммунистической партии было сказано:
«Наемный труд держится исключительно на конкуренции рабочих между собой. Прогресс промышленности, невольным носителем которого является буржуазия, бессильная ему сопротивляться, ставит на место разъединения рабочих конкуренцией революционное объединение их посредством ассоциации. Таким образом, с развитием крупной промышленности из-под ног буржуазии вырывается сама основа, на которой она производит и присваивает продукты. Она производит прежде всего своих собственных могильщиков. Ее гибель и победа пролетариата одинаково неизбежны.»
Как уже было описано в предыдущей части, сейчас из-за деиндустриализации и изменения классовой структуры общества мы имеем другую ситуацию. Наиболее бурно развивающимся классом является мелкая буржуазия, из-за чего также изменился характер протеста. Особенности характера и мировосприятия современного потребителя, ориентирующегося на мелкобуржуазные ценности общества, во всем противоположны таковым у рабочего начала XX века.
Потребитель начала XXI века:
-живет в довольстве и достатке
-имеет клиповое мышление
-страдает нарциссизмом
-считает, что труд - для дураков
Разумеется, что протест, а также его идеология у такого человека также будут в корне иными, чем у рабочего начала XX века. С развитием общества потребления можно было воочию наблюдать изменение характера протеста. Кроме объективных изменений структуры общества, псевдомарксистами из Франкфуртской школы была сделана идеологическая диверсия. Ее подготовили, применив современные культурные и психологические исследования с целью уничтожения коммунистического движения и перевода протестных настроений в безобидное для буржуазии русло.Наиболее откровенно по этому поводу высказался, один из важнейших теоретиков Франкфуртской школы Герберт Маркузе в своей книге «Эрос и цивилизация», провозглашая образы героев новой культуры общества потребления:
«Если в Прометее мы находим культурного героя тяжелого труда, производительности и прогресса посредством репрессии, то символы иного принципа реальности следует искать на противоположном полюсе. Такие фигуры, представляющие совершенно иную действительность, мы видим в Орфее и Нарциссе (которые родственны Дионису: антагонисту бога, санкционирующего логику господства и царство разума). Они не стали культурными героями западного мира, а превратились в образы радости и удовлетворения: голос, который не произносит команды, а поет; жест, который предлагает и принимает; деяние, которое ведет к покою и останавливает труд покорения; освобождение от времени, которое соединяет человека с богом и с природой.»
Таким образом провозглашался отказ от прогресса, ценности труда, а также говорилось, что в обществе должен культивироваться нарциссизм и безудержная жажда наслаждений. С помощью тонких пропагандистских манипуляций общественным сознанием, подобные ценности проникли в культурное пространство и сейчас по сути транслируются со всех сторон. Хотя люди редко об этом задумываются - настолько привычным стало такое положение вещей. С помощью пропаганды подобных ценностей, был нанесен сильнейший удар по коммунистическому движению, подорваны самые его основы. Буржуазия получила в итоге вместо мощного организованного рабочего протеста беспомощную слизь, ничего не понимающую, любящую только себя и нежелающую трудиться для построения нового справедливого общества.
Какие формы принимает «протест» в обществе потребления, будет рассказано в следующей части.
Источник