Исчезнувший троллейбус

Aug 20, 2013 12:43

Интересующиеся историей Омска знают, что троллейбусное движение в нашем городе было открыто 5 ноября 1955 года. Первыми троллейбусами, вышедшими на омские улицы, были МТБ-82Д производства завода имени Урицкого. В ноябре 1955 года движение торжественно открыл МТБ-82Д с бортовым номером 1, вышедший на маршрут №1, проходивший от Управления Омской Железной дороги до городка Водников.



фото: газета "Вечерний Омск"

В начале 1960-х в Омск начали приходить новые троллейбусы ЗиУ-5, а МТБ-82Д на маршрутах оставалось всё меньше и меньше, а в 1969 году их эксплуатация была окончательно прекращена. Что характерно, некоторые списанные машины находились в достаточно приличном техническом состоянии и могли ещё работать ещё не один год, но они уже считались морально устаревшими, а количество новых ЗиУ-5 было более чем достаточным для обеспечения полного объёма перевозок. Из списанных МТБ в металлолом были отправлены не все, как минимум одна машина осталась на территории троллейбусного депо, возможно, для использования в качестве склада. Шли годы, приближалась круглая дата - 20-летие омского троллейбуса, и тут кому-то в голову пришла идея установить старую МТБ-шку в качестве памятника. Идея была подхвачена энтузиастами и сохранившийся комплектный МТБ-82Д был отправлен в ремзону для восстановления. И вот к ноябрю 1975 года отреставрированный старый троллейбус был торжественно установлен на территории депо.



фото: архив Кобрица А.Ю.

На борту машины была прикреплена мемориальная доска со следующей надписью: "5 ноября троллейбусы серии МТБ-82-Д открыли троллейбусное движение в Омске". Как видно, кузов троллейбуса находился в очень приличном состоянии, а вот токоприёмники, похоже, были зачем-то демонтированы (возможно, на время), что делало МТБ-памятник похожим на автобус. Увы, этот уникальный памятник не сохранился до нашего времени. Где-то во второй половине 90-х годов троллейбус в одночасье исчез со своего места, благо утащить его было нетрудно - надо было только подкачать колёса. Кому его отдали и куда его увезли, так и осталось неизвестным, слухи ходили разные, но никакие из них не подтвердились.



фото: Алексей "McFly", omskgortrans.info

Сегодня о первом омском троллейбусе напоминает только установленный на территории троллейбусного депо №1 небольшой памятный комплекс, включающий в себя выполненный в металле логотип "Омскгорэлектротранса" образца 80-х, установленный на концептуальном постаменте, и стелы с датой открытия троллейбусного движения, именами первых водителей и барельефами трёх моделей троллейбусов, ходивших в советское время по улицам Омска: МТБ-82Д, ЗиУ-5 и ЗиУ-9 (ЗиУ-682).

Основные технические характеристики троллейбуса МТБ-82Д:
Колёсная формула - 4х2
Количество пассажирских дверей - 2
Число мест для сидения - 38
Общее число место (номинальная вместимость) - 56
Общее число место (максимальная вместимость) - 86
Вес в снаряжённом состоянии без пассажиров - 9250 кг
Двигатель - ДК-202Б
Максимальная мощность - 80 кВт
Максимальная скорость - 55 км/ч

демонтированное, Омская область, троллейбусы

Previous post Next post
Up