Интересная достопримечательность киевского вокзала, о которой ещё не все знают (видимо, недавно открыли) - железнодорожный музей, то есть выставка старинных локомотивов и вагонов.
Попасть туда просто: выходим на надземный переход, находим спуск на 14 путь, там за забором всё это и находится. Вход платный, открыто почти весь день кроме обеда.
Когда мы последний раз видели сцепки, для которых нужны такие приспособления?
Нечто подобное застал ещё у нас в городе на детской железной дороге (узкоколейка) - между вагонами две цепи, накидываемые на крюки. Надо будет как-то посмотреть, что у них там сейчас, во всяком случае тепловоз и вагоны у них со времён моего детства точно поменялись.
А такие электровозы я ещё помню действующими:
Лет 10 назад, когда последний раз проезжал через Киев, точно ещё работали.
Тепловоз ТЭ3 - интересно, сохранились ли ещё где-то действующие?
И переходим к следующему экспонату:
Да, двери в кабину открыты, можно залезть, и конечно же всё там потрогать и пофотографировать.
Заглянем в топку:
Дверцы закрываются специальным рычагом, его видно в правом верхнем углу - это делает кочегар, следя за качеством огня и подачей воздуха.
Множество разных рычагов и кранов - управлять паровозом на самом деле не так просто, как кажется. А приборов минимум - весь расчёт на интуицию, чувство машины, чему невозможно научить, это может прийти только с опытом.
"И никогда уже полный не дать вперёд..."
Рабочее место машиниста:
Через узкое окошко впереди обзор никакой - вот откуда в старых фильмах и фото кадры с выглядывающим из бокового кона машинистом, они реально так и ездили.
Судя по надписи на спидометре (он же "чёрный ящик"), этот паровоз ещё совсем недавно работал:
Цилиндр и парораспределительный механизм:
Следующий экспонат вот какой, с красной звездой впереди:
Но построен в Венгрии:
Вот они, корни стимпанка :) Виден цилиндр воздушного компрессора - здесь он работает от основной машины через систему рычагов.
Штоки основного цилиндра и парораспределителя, оказывается, смазываются под давлением, вот тонкие трубочки подходят к их уплотнениям:
А вот и масляный насос:
В отличие от двигателя внутреннего сгорания, здесь почти нет вращающихся деталей, тут везде возвратно-поступательное движение. И система смазки не исключение - при каждом движении основной машины насос выдаёт порцию смазки в каждую из множества трубочек, подающих её во все трущиеся узлы.
И они до сих пор жирные:
Лазить и трогать можно!
Краны и рычаги:
А тормозной манометр с тех пор почти не изменился:
Такие же двойные стрелки до сих пор можно увидеть на всех машинах с воздушными тормозами, и не только ездящих по рельсам - на больших грузовиках и автобусах тоже.
Вид из окна:
И вот ещё одна машина нашей постройки:
Это не что иное как завод "Лугансктепловоз", ныне разбомбленный террористами.
Механизмы:
В кабину тоже можно заглянуть:
На циферблате упоминается депо Казатин - это большая узловая станция с очень красивым старинным вокзалом. То есть этот паровоз там тоже бывал и даже ремонтировался.
Оси тендера - на буксах, то есть подшипниках скольжения (сейчас везде шариковые):
Что за труба с раструбом торчит вниз из кабины, так и не понял:
На песочную не похожа (идёт только под одну колёсную пару, причём заднюю), может наоборот, какая-то вентиляция?
Отсюда идёт привод вспомогательных механизмов - воздушного компрессора и смазочного насоса:
Продолжение следует, в следующей части мы узнаем на чём когда-то ездили советские, и не только, руководители.