6 больших чайных гор. Горы Гэдэн.

Jan 04, 2010 06:19

Чайные горы Гэдэн (革登茶山) располагаются в дайском национальном округе Сишуанбаньна, уезде Мэнла, в северо-западной части территории, подчинённой селу Сянмин (象明乡). Они находятся между двумя другими чайными горами, Ибан (倚邦, на северо-востоке) и Манчжи (莽枝, на юге и юго-востоке). Среди 6 древних чайных гор по площади Гэдэн самые маленькие: в истории годовой урожай чая там не превышал 500 с лишним даней (больше 25 тонн).





Максимальная высота этих гор составляет 1950 метров над уровнем моря, минимальная высота чайных садов - 565 метров. Из-за разительного перепада высот там создалась уникальная картина объёмного климата. В этом древнем чайном районе горы высоки, а долины глубоки. Реки Мочжэ, Лосо и другие пересекают территорию вдоль и поперёк. Зимою тут много туманов, облачные туманы клубятся повсюду, но при этом круглый год здесь достаточно солнечного света, поэтому зимой тут не бывает страшных холодов, а летом - жестокого зноя. Воздухопроницаемость почв хорошая, содержание влаги в них выше среднего, а органики - достаточно высокое. Помимо этого, из-за того, что в условиях жаркого и влажного климата эрозия почвы незначительная, плодородный слой глубок. Таким образом для роста чайных деревьев здесь созданы хорошие условия.


Местные чайные деревья относятся к средне- и мелколистному типу дикорастущих больших деревьев (цяо-му) переходной формы. Средняя высота таких деревьев составляет 6,3 м, диаметр кроны - 5,6 м, в обхвате у основания - один метр. Относятся к виду Camellia sinensis var. assamica. Средний возраст деревьев - примерно 300 лет. Поскольку у гэдэнского чая почки толстые и полностью усыпаны серебристым пухом, среди народа этот чай называется «большим белым чаем с Гэдэн», и он являлся главным сырьём для производства императорского чая, поставляемого ко двору в Пекин.



На горных перевалах в горах Гэдэн большие чайные деревья встречаются тут и там. В тексте «Анналы округа Пуэр» (《普洱府志》, Пуэр Фу Чжи) по поводу королевских чайных деревьев с Гэдэн записаны следующие строки: «На подвластных [Пуэру горах] Гэдэн имеются королевские чайные деревья, [там вообще] относительно много чайных деревьев и отдельные из них высокие и большие. Местные жители перед сбором чая сначала устраивают там специальные ритуалы». На древних 6 больших чайных горах королевские чайные деревья распространены относительно широко, но в исторических материалах встречается мало записей по поводу других, только гэдэнские королевские чайные деревья попали в исторические анналы. И именно они в начальный период Республики (10-е годы 20-го века) естественным образом завяли и погибли, и в настоящий момент на месте расположения погибших королевских деревьев осталась только одна падь, где можно увидеть такое дерево и представить себе, насколько величественно выглядели такие деревья в своё время. Так как это огромное дерево располагается на склоне горы Кунмин (названной по родовому имени великого стратега Чжугэляна), потомки чаеводов до сих пор рассказывают, что, мол, это дерево было посажено собственноручно самим Чжугэляном.


По сведениям, в годы цинского правления под девизами Цзяцин и Даогуань (1796-1850) в местечке Бацзюэчжай росло одно особенно крупное королевское чайное дерево, и каждый год весною с него собирали урожай в размере дань и выше (не менее 50 кг). Вообще та эпоха являлась периодом расцвета чайных гор Гэдэн.
На горах Гэдэн проживают представители разных народностей, но больше всего там людей айни -ветви народности хани. Тут можно посмотреть на фотографии с праздника в деревне народности айни.


Проживающие на чайных горах малочисленные народности считают, что самые ранние чайные посадки там были сделаны Чжугэляном. В знак благодарности ему из древесины чайных деревьев с гор Гэдэн был построен храм Кунмина. В храме можно поклониться статуе чайного патриарха Кунмина, благовония тлеют там круглый год. А уж в преддверии сбора весеннего чая все местные чаеводы один за другим отправлялись туда зажигать благовония и подносить патриарху лучшие кулинарные дары.


По легенде как-то в один год перед весенним сбором чая, когда все окрестные чаеводы вновь подготовили свои лучшие кушанья и отправились с ними в храм, они обнаружили, что статуя патриарха бесследно исчезла. Крестьяне в панике разделились и бросились искать потерю, которая, в конце концов, была обнаружена неподалёку от храма, на вершине самой высокой из окрестных гор. После того, как это известие распространилось, люди со всей округи бросились посмотреть на этот горный пик и с удивлением открыли, что в целом эта вершина похожа на лицо живого Кунмина, направленное прямо на гэдэнское местечко Лаочжай (老寨), а напротив его правого уха растёт королевское чайное дерево. Впоследствии эту гору назвали горой Кунмина (высота - 1722 метра), а малочисленные народности той местности стали рассматривать её в качестве воплощения чайного патриарха Чжугэляна. Каждый год перед открытием сбора весеннего чая они все приходили сюда совершать ритуалы поклонения патриарху.


Также рассказывают, что достаточно подойти к королевскому дереву напротив «правого уха Чжугэляна» и сказать что-то или спеть песню, как звуки вернутся эхом, отразившись от горы. Поэтому люди выбрали это место для ритуалов в честь чайного патриарха и молились тут ему о покровительстве, просили хорошей погоды на чайных горах, процветания людям и животным и каждодневного благополучия. Немало людей там считают это дерево непосредственным воплощением Кунмина/Чжугэляна. Около него была установлена каменная стела, сооружён алтарь, чтобы непосредственно там проводить ритуалы. Несмотря на то, что многие большие королевские деревья в последующие эпохи погибли из-за горных пожаров или постепенно завяли вследствие большого возраста, дерево Кунмина по прежнему растёт.
Путешествие на гору Кунмин . Именно на этих пустынных склонах начинала писаться древняя история чайных гор, а отношение местных народов к патриарху Кунмину и к королевскому дереву, дарующему им благополучие, является выражением чувства благодарности и восхищения, чувства, имеющего религиозную набожную природу.


В новое время, движимое духом стяжательства, древние 6 больших чайных гор не смогли избежать трагических ужасов войны. Чайные горы Гэдэн можно описать как серьёзно пострадавшие от войн, так как чаеводы в огромном количестве погибли или были ранены, или были вынуждены покинуть свои дома, а большое количество чайных лесов было вырублено, сгорело или пришло в запустение. В своё время гэдэнское поселение Лаочжай считалось среди деревень 6 больших чайных гор самым процветающим: количество дворов в нём достигало 300-400, однако в результате многочисленных войн, грабежей и этнических конфликтов оно серьёзно пострадало. В последние годы династии Цин (начало 20-го века) лаочжайцы из-за бытовых сложностей были вынуждены покинуть эти места. Из-за многочисленных войн и беспорядков ущерб в чайных садах на горах Гэдэн был наиболее существенным. На сегодняшний день среди местных древних чайных садов, прошедших через ужасы войн, лучше всего сохранились сады в Чжибанчжай (直蚌寨), Синьфа (新发или Акачжай,阿卡寨) и Чафан (茶房). В Чжибанчжай чайные сады занимают площадь около 1000 му (примерно 67 га), это наиболее хорошо сохранившиеся древние чайные плантации на горах Гэдэн.


Большинство жителей этих деревень являются потомками чаеводов. Они разбили чайных садов не меньше, чем оставили им предки, ибо даже в чаеторговле у денег нет какого-либо возраста. Но они также и не смогли уничтожить те сады, которые в своё время кормили несколько поколений. Времена меняются, и сегодня в старых чайных садах вновь бурлит жизнь.

Вкус у гэдэнского чая немного терпковат, но сладкое послевкусие достаточно сильное. Аромат - слабый и чистый,сначала грубоватый (дымный, с оттенками резины), потом сладкий цветочный. Цвет настоя - тёмно-оранжевый.


До середины января мы продаём этот блин 2006-го года только на разлом, по 1200 рублей за 100 грамм, а потом можно заказывать целую лепёшку (400 грамм) по 4000 рублей.
Приятных шенопитий. Не забывайте про нашу пуэрную масленицу в середине февраля.

И У Ибан Юлэ Маньчжуань

шэны, 6 больших чайных гор, пуэры, новости

Previous post Next post
Up