Премьера!

Feb 20, 2011 10:04


Серые мрачные стены, потрескавшаяся штукатурка кое-где открывает взгляду рыжий кирпич, две пружинные койки освещены лучом прожектора… Такая картина открылась зрителям, пришедшим на премьеру спектакля «МИгрировала СОЛЬ на СИцилию РЕгистрировать ФАмилию».

Непривычное для русского слуха длинное и абсурдное название куда гармоничнее звучит в оригинале, на английском: Every Good Boy Deserves Favour. Каждый хороший мальчик достоин поощрения. Автор пьесы Том Стоппард мастерски заложил в заглавие массу тем и смыслов, которые соединяются в пьесе. С одной стороны, эта фраза служит для запоминания нот, с другой - один из героев и правда мальчик, которому пытаются внушить, что нужно быть хорошим и послушным. Скрыт в названии и ещё один смысл, который не опишешь в двух словах. Но обо всём по порядку.




Действие происходит в 70-е годы в Советском Союзе. В конце семидесятых годов в СССР насчитывалось около сотни психиатрических больниц, где содержались те диссиденты, которых услужливый врач признавал 'психически больными'. Один из таких диссидентов - главный герой пьесы Александр Иванов. Упорный поборник правды, не принимающий даже ложь во спасение, это «больной» ни за что не собирается идти на уступки советскому правительству. Ради того, чтобы оставить за собой последнее слово, он готов терпеть разлуку с сыном, пожертвовать свободой и собственной жизнью. В общем, Александр в исполнении Вячеслава Чуистова «болен диссидентством».

Его сосед по палате оказывается и его полным тёзкой. Иванов, роль которого с успехом исполняет Михаил Чуднов, попадает в психбольницу, потому что считает себя дирижёром целого симфонического оркестра. Герой то на полном серьёзе рассуждает о своих музыкантах, критикуя или нахваливая их, то в буйных припадках мечется по палате, не зная, куда деваться от преследующего его наваждения. На определённом фрагменте спектакля зрители с удивлением осознают, что оркестр Театра-Театра, расположившийся на сцене, всего лишь плод разыгравшейся фантазии сошедшего с ума человека. От этого делается жутковато и смешно одновременно.

Не стоит забывать, что «Мигрировала СОЛЬ на Сицилию…», несмотря на весьма драматичную тему, всё-таки комедия. Режиссёру Майклу Ханту вслед за драматургом удалось легко и изящно вплести комичные фрагменты в канву спектакля. Полные надрыва и острой боли монологи диссидента, звучащие как приговор власти, построенной на насилии, сменяются забавными сценами с участием лечащего врача обоих пациентов. Доктор (Олег Выходов) до абсурда нелеп в своих прыжках, перескоках, ухмылках, заискиваниях перед больными и начальством, а потому зрители даже не пытаются сдержать смех, когда он в очередной раз появляется на сцене. Врачу уже давным давно надоели его пациенты, своё истинное призвание он чувствует в игре на скрипке. А потому на пару с учительницей (Мария Полыгалова) уговаривает маленького Сашу, сына диссидента, поговорить с отцом, убедить его сдаться.

Саша - тот образ в пьесе, где сводятся воедино все темы. Каждый втолковывает малышу свою истину. В школе ему говорят, что нужно быть послушным, ложь во благо страны вовсе не ложь. Отец из застенков тюрьмы-психушки твердит ему обратное.

В итоге пьеса представляет собой запутанный клубок вечных образов, мотивов, конфликтов, вопросов. Но Хант известен не только своей тягой к весьма философским постановкам, но и как автор масштабных картин. Параллельно с главными героями на сцене находятся около сорока человек музыкантов и артистов, которые становятся то галлюцинацией Иванова, то друзьями-диссидентами Александра, то жертвами запоздавших репрессий.

Всё это напоминает мрачную сказку, давно отошедшую в прошлое, главу из учебника истории. Правда то и дело мы слышим сообщения о высланных из страны журналистах, отправленных на лечение «нежелательных» политиках, бизнесменах. Выходя из зала, спрашиваешь себя: а так ли далеко это время?















Фото, МИгрировала СОЛЬ на СИцилию ..., Премьера

Previous post Next post
Up