Вторая Лаборатория современной детской драматургии

Oct 16, 2010 00:37



Московский детский музыкально-драматический театр "А - Я" и Международный драматургический конкурс "Премьера.txt" представляют вторую Лабораторию современной детской драматургии, которая пройдет 19 октября в 19.00 в театре "А-Я"
Лаборатория современной детской драматургии - это знакомство с драматургами и режиссерами, создающими новый, актуальный Театр, который нужен и интересен современным детям и их родителям. Первая Лаборатория прошла 1 июня 2010 года ( подробнее ).


ПРОГРАММА
19.00 «ЦИПА-ДРИПА» . Труляля для детей от 3-х до 6 лет (реж. Руслан Маликов).
Экспериментальный спектакль театра «А-Я». Попытка реконструировать, как из какофонии звуков рождается Буква. Как из букв складываются Слова. Как в словах появляются Смыслы. И, наконец, как рождаются Стихи. Подробнее о спектакле: здесь .
20.00 «Малыш и Театр» . Разговор о театре для самых маленьких.
Детский спектакль - это...
>Консерватизм или Новаторство?
>Урок или Диалог?
>Правило или Фантазия?
>Ответы или Вопросы?
>Для родителей или для детей?
Адрес: Москва, Петровский пер., д.5, стр. 9
Как найти: http://community.livejournal.com/teatr_a_ia/30385.html
Сайт: http://www.a-ia.ru/ и http://community.livejournal.com/teatr_a_ia
e-mail: premiera-fest@rambler.ru






Как-то раз, неизвестно когда, неизвестно откуда, неизвестно даже, как и кто случайно и очень громко плюхнулся на планету Земля.


Планета ойкнула от неожиданности и насторожилась. Неизвестно Кто Неизвестно Откуда тоже насторожился. А еще ему стало интересно - где он? И как тут все устроено?


И тогда Неизвестно Кто Неизвестно Откуда стал превращаться во все, что попадалось ему под руки, под ноги, на глаза и на слух. Например, в шар.


Вдpуг, глядим - летит Леталка,
То ли муха, то ли галка,
То ли целый самолёт!


Р-р-р-р-р!


Ку-ку-ку-кушка


Нужно выучить слова -
Все слова со слогом КВА


Как-то раз в пустыню Гоби
Шел верблюд в ужасной злобе


Я из глины и песка
Приготовлю глинчики


Финал


На поклонах - радуга


Создатели спектакля


Режиссер Руслан Маликов, хореограф Владимир Клочков, руководитель проекта Анна Добровольская, художник Ольга Стрижакова
ОТЗЫВЫ
svetorana: После спектакля дети дружно кинулись рисовать и раскрашивать буквы, а потом носились по всему театру, прыгали, бегали, болтали без умолку, что привносило в обсуждение очень забавный колорит - взрослые люди, профессионалы, кажется, немного терялись в этом детском гомоне. Хотя, мне кажется, таикм и должно быть обсуждение детского спектакля.
Говорили и о самом спектакле, и о детских спектаклях вообще. Художественный руководитель театра "Кураж" рассказывал о своих интерактивных спектаклях. о том, что современный ребенок, чуть ли не с рождения умеющий обращаться с компьютером, требует новых театральных форм. И просто следить за приключениями одного героя ему уже не интересно.
Драматург Рахиль Гуревич подняла очень важную тему - о конкурентной борьбе между театром и кино, мультфильмами и аниматорскими предтавлениями в торговых центрах. Ведь многие родители, сводив дитя на "Шрека" и показав ему клоунов в костюме Джека Воробья, искренне считают, что в театр водить и не нужно.
Детский писатель, представитель издательского дома "Самокат" Хельга Патаки говорила о том, стоит или нет ориентроваться на реакцию ребенка. Действительно, в Литинституте признаком непрофессионализма было оправдание писателя: "А детям нравится". Многие считают, что детям может понравиться все, что угодно - лишь бы в блестящей упаковке. Это же мнение я слышала не раз и от театральных деятелей - мол, дети бывают разные, и нес тоит обращать внимание на то, что они хотят. Лично для меня этот вопрос решается в пользу детей. И, на мой взгляд, обмануть их нельзя. Нужно просто задуматься, что именно нравится ребенку в аниматоре, переодетом монстром, или в фильме со спецэффектами. А не отрицать все сразу.
http://svetorana.livejournal.com/358648.html
helga_lesechko: Мне кажется и детям, и взрослым нравится одно - ДЕЙСТВИЕ на сцене. Отличие детского зрителя только в том, что дети не будут сидеть "из вежливости". Как только пропадет действие, и начнется "говорильня", дети займутся чем угодно, кроме спектакля. Под действием я имею ввиду, разумеется, сценическое действие (а не физическое).
А главный вопрос детского театра (и вообще театра, только в случае с детьми вопрос стоит острее) - что театр может дать такого, что не дают мультики, фильмы, игры с аниматорами? Продолжу вчерашнюю мысль о детском коммерческом театре, когда основной упор делается на красивую картинку (декорации, костюмы). Если действие при этом есть - всё замечательно! Если нет, если актеры и режиссер откровенно халтурят - то и спектакля нет.
Есть и еще одна сторона детских спектаклей - когда спектакль по сути ничем не отличается от мультика, то есть не происходит того самого интерактива, не возникает у ребенка ощущения, что всё происходит здесь и сейчас. В таком случае не факт, что ребенок захочет пойти в театр еще раз. Зачем, если можно дома на диване включить телевизор и увидеть то же самое?
А "Ципа-дрипа" как раз и отличается тем, что это взрослый хороший спектакль, я сама во время спектакля сидела буквально открыв рот=) Просто этот спектакль для маленьких, он им понятен и интересен. Но при этом интересен и взрослым.
http://svetorana.livejournal.com/358648.html?thread=3528696#t3528696
vetavolskaya: Мы со svetorana настаивали на присутствии детей на казалось бы серьёзном мероприятии «для профессионалов». Дети оставшиеся на обсуждение после спектакля вели себя идеально! Как и должны были вести себя дети. Они смеялись, бегали, разговаривали, прыгали, рисовали и разбрасывали карандаши, вынуждая теоретизирующих взрослых поневоле учитывать фактор детского присутствия. Можно упомянуть о том, что они вели себя идеально и на спектакле - с идеально открытыми ртами в начале, с идеально открытыми эмоциями по мере развития действия.
Фактически, и на спектакле, и на обсуждении свершилось то ради чего лично я занимаюсь детским театром - взрослые и дети были вместе, были заодно.
Что касается серьезных вопросов, которые есть удел взрослых, их было поднято на обсуждении достаточно. Говорили о том, что необходимо осваивать новую детскую поэзию, о том , что делать чтобы ребенок после первого посещения театра не возненавидел его на всю оставшуюся жизнь ( шкурный интерес для тех, кто работает для взрослого зрителя - не взрастим театралов - не для кого будет творить! ). Говорили о том, каковы должны быть критерии оценки качества детского спектакля. О том, что «бабушкины» дискурсы не работают для «компьютерных» детей. О том, что попытка художественно осмыслить в театре те способы которыми ребенок постигает мир крайне полезна не только самому ребенку , но и его родителю.
ajushka подняла важный и, как выяснилось в процессе работы над спектаклем, болезненный именно для театрального профессионала вопрос: чтобы вызывать доверие у маленького зрителя необходимо будить своего собственного внутреннего ребенка. Для актеров - а все отмечали их блестящую работу в спектакле, их раскрепощеность их ребяческий игровой азарт - работа над спектаклем оказалось мучительнейшим процессом. Необходимость вскрытия внутреннего, детского, живого, объединяющего со всем сущим, вместо привычного выстраивания личностных баррикад, масок и искусственных конструкций, стала самым тяжким испытанием в работе. Однако, результат отмечали все и тут поклон безграничному терпению режиссера и беспримерной смелости самих актёров, преодолевших привычную скорлупу «безопасной» социализации.
http://vetavolskaya.livejournal.com/453299.html#comments
ajushka: В День защиты детей видела кусочек будущего спектакля, вчера посмотрела в практически готовом виде - и в сильно видоизмененном, хотя представляя по нескольким работам стиль работы Руслана Маликова, этому не удивляешься. Ибо он - такой импровизатор-экспериментатор, который практически из ничего может создать шляпку, салат, скандал замечательный спектакль.
"Ничего" в данном случае - современные детские стихи, которые нормальный человек вроде меня не соединит в одно целое, а творческие люди собрались и сделали это - нашли стихи разных авторов, не навязшие до оскомины и скуки в мозгах поколений постоянно подрастающих детей, создали из них необычный спектакль о рождении звуков из образов, об истоках познания. Актеры показывают, как из звуков и образов, приходящих извне, рождаются образы и звуки собственные, с помощью которых человек начинает осознавать себя частью вселенной, общества и вступать в диалог, заявлять о себе, познавать других людей, учиться взаимопониманию, взаимодействию друг с другом с помощью жестов и слов.
Спектакль идет 50 минут, стихи появляются не сразу, сначала зрители погружены в стихию движения и звуков, из которых складывают слоги, потом слова, затем стихи, причем от простых к более сложным - такая миниэволюция в сжатом виде.
На обсуждении после спектакля Руслан Маликов говорил, что работа над спектаклем продолжается. На первом показе актеры выглядели немного растерянными, потому что показывать собой, своим телом звуки, импровизировать, вытаскивать из себя внутреннего ребенка довольно сложно: мы так привыкаем к оценкам, нас приучают исполнять наказы и следовать указаниям, находиться в определенных рамках, забывать о свободе проявления своих особенностей, импровизировать, что быть собой мы разучаемся. Вчера же радовалась, видя, как актеры превратились в детей и отрывались, как могли, так что и у меня как у зрителя внутренний ребенок запросился наружу, захотелось выйти на сцену и попридуряться вместе с ними.
Как содержание, так и форма спектакля для меня не обычны: детям от 2 до 6, присутствующим в зале, очень понравилось - реагировали живо и непосредственно, включались, как мне показалось, в процесс познания того, что пришло к ним в данный момент в данном месте, искали свои объяснения тому, что происходит - не всегда понятное сходу, ведь труд подумать всегда тренирует мозговые мышцы:)
Отличный опыт, на мой взгляд.
http://ajushka.livejournal.com/1334106.html?view=12440410
beg09: Вчера в театре "А-Я" состоялась Вторая лаборатория современной детской драматургии. Просто зрителям, а также театральным критикам, драматургам, актёрам, режиссёрам и конечно их детям был показан спектакль "Ципа-Дрипа" (режисёр Руслан Маликов).
Спектакль "Ципа-Дрипа" -- весёлый, динамичный,красочный, цельный, сыгранный на одном дыхании. Час с небольшим пролетают незаметно. Инсценированные стихи для детей вытекают один из другого. А так как каждое детское стихотворение в спектакле драматургично (имеет неожиданный финал, вскрывает действие), то спектакль можно назвать захватывающим. Высокий профессионализм актёров, их акроботические этюды позволили не только показать психологию дошкольника, но и буквально показать буквы. Нечто необученное падает на Землю, попадает в среду детской поэзии... и успешно осваивается в этой среде. У героев есть вопросы, есть сомнения, но все к концу спектакля все буквы выучены, осовено и пространство детского восприятия.
Замечательный спектакль поставил Руслан Маликов, актёры, преодолев все трудности, сумели воплотить его идеи на сцене. Актёры -- просто молодцы!
Всегда приятно мне как зрителю увидеть что-то совершенно новое, что-то концептуальное. Дети воспринимают спектакль просто как часть своего мира, им нравится спектакль, потому что ребёнок в этом спектакле понят и принят таким какой он есть, а не каким его хотят видеть скучные и нудные взрослые.
Родителям спектакль тоже будет интересен, там есть взрослый слой, в этой "Ципе-дрипе".
В некоторых сценках я лично узнала себя, увидела со стороны свои недостатки, осознала так сказать, что бываю неправа по отношению к своим детям.
После спектакля состоялась обсуждение. Все выступавшие сошлись на том, что спектакль захватывает, что спектакль качественный, выполнен на высоком художественном уровне, что у режисёра и артистов тонкий вкус.
Вообще тема дурновкусия в детских спектаклях поднималась на обсуждении не раз. А также поднималась очень важная тема, проблема, даже бич современного детского российского театра: как приучить ребёнка к театру, как объяснить родителям, что театр современному ребёнку необходим, чтотеатр может решить многие психологические проблемы ребёнка. И конечно вставала проблема удачного первого в жизни юного зрителя спектакля.
Также на обсуждении поднималась очень неприятная для меня тема: обязателен ли "экшн", обязательна ли сквозная история в детской драме, в том числе и в драме для самых маленьких.
Но театр в 21 веке может быть очень разным.
Высказывалось мнение, что без интерактива в современной детской драматургии уже не обойтись, что дети с пелёнок знакомы с мабильником и компьютером.
Но дети весе разные, и далеко не все ещё знакомы с чудесами цивилизации, кого-то может родители и оберегают, предпочитая сказку на ночь или книгу.
Интересно было выслушать мнение детей о спектакле и мнение простых зрителей. Одна мама пришла на спектакль второй раз, чтобы ещё раз её ребёнок мог насладиться замечательным зрелищем, и чтобы поблагодарить режисёра. А мама девочки Зои, была просто шокирована тем, что её непоседа-дочка двух с половиной лет отроду высидела весь спектакль. Зое повезло: если первый спектакль "Ципа-дрипа", то значит Театр приобрёл нового постоянного зрителя. Побольше бы таких историй.
http://community.livejournal.com/drama_talks/45889.html
misha-durnenkov: Спектакль мне понравился очень. Хороший, прямо без дураков. По сюжетике напоминает трилогию "Лед" Сорокина, не там где молотками людей херачат, а где про мифологию десяти тысяч избранных. Это я так шучу, если кто не понял. Ужасно смеялся над актерским решением фразы из стихотворения Хармса "летят по небу шарики, а люди машут булками".
http://misha-durnenkov.livejournal.com/82129.html
bokobok: Света, огромное спасибо! Я чуяла, что нам стоит прийти к вам, но даже не ожидала, что будет так камерно, уютно и тепло.
Спектакль очень понравился (первую серию Лунтика надо будет всё же добыть и посмотреть:)). Дети поразили буквально все - интеллигентностью, и не только "книжной" (тут Рита, конечно, вне конкуренции). Один мальчик (видимо, Матвей) на мой вопрос, можно ли ему есть печенье, которое ела моя дочь, ответил: "Вообще-то можно, но пока не надо"! А Вася трогательно ухаживал за мелкими девочками, а в конце концов подарил Зое шоколадку! ;))
http://svetorana.livejournal.com/358648.html?thread=3529208#t3529208
leka_alani: Я, почему-то, наивно полагала, что мне на детском спектакле априори будет скучно.
Наивная, глупая девочка.
А-Я разрушил мои опасения, ибо - это было волшебно и сказочно.
Да, начало непонятно и затянуто, но черт возьми: насколько искренне! насколько смешно и легко, именно по-детски играли актеры. Словно и не играли они вовсе - а так, подурачиться вылезли на сцену.
И дети смеялись. Звонко. Они явно были зачарованны происходящим)
http://community.livejournal.com/kiparisovylarec/84582.html

лаборатория современной детской пьесы, от 3 лет

Previous post Next post
Up