К сожалению уже пошло два дня, и многое успело позабыться. Пожалуйста, читайте эту заметку как Сказку...
Я опаздывал и бежал. Находил ранее неведанные короткие пути, пересекал искусственные ограждения. Кровь моя кипела, но голова была холодна, - я помнил, что иду пить чай, который в силах меня изменить.
Говорят, 7542 очень хороший рецепт, не смотря на свое плантационное сырье. И как любому явлению, шену нужно время. Но что он с ним делает? Или оно делает с ним? Как работает время? Может быть это площадка для опыта? Кажется, так и есть.
Мы живем, и с нами случается много разных событий. Люди могут создавать эти события для себя, шен - нет. Что такое чайный блин? Есть в этой форме что-то космическое. Я могу видеть нашу галактику, как блин шена, а блин - галактикой. Листья перекручены и завязаны друг на друге, уже после запресовывания шен получает индивидуальность, которая со временем стремится к еще большему единству. Единству вкуса. Я уверен, что Великий Чайный Мастер понимает эту безумно простую истину: «Невозможно войти в одну и ту же реку дважды». И мне повезло, что я могу издалека наблюдать, как Мастер понимает.
Шены одного рецепта и года похожи как братья, но есть в них и различия. А дальше - хранение: срок и условия. Разве это не пространство из уравнения континуума как площадка для игр? С каждым годом блин все больше меняется, насыщаясь опытом, который ему предоставила сама Жизнь. Куда бы не забросила Она его: во влажные подвалы, в сухие каморки или к Мастеру в шкафчик, - шен получит опыт, свой опыт, и со временем. Получит и раскроет каждому желающему чистому духом. Шен дает Сидхи (простите мне это смешение языков, я просто не знаю, как называется аналог сидхов в Китае). Если вы хотите этих СуперСил, вы их получите, но ничего более.
Стремление получить опыт, стремление к единству - как Черная дыра в центре нашей Галактики, что в конце концов поглотит всю информацию, что у нас есть. Так это видится в нашем мире, неизбежный конец. Но это лишь часть картины. Инь-Ян - это монета о двух сторонах. И на обратной стороне нашего мира Черная Дара является Белым Излучателем, что распространяет Жизненную Силу по Галактике. Кажется и с шеном все точно также. Чем больше он собирает информации, чем более он уплотняется - тем сильнее распространяемая им Энергия. В Китае ее принято называть Ци. Мастер сказал, что Ци - самое значимое, что может передать шен. Я ему верю.
Все это я познал в тот день, когда я попробовал четыре 7542 в «
Доме Живого Чая». Ими угостил меня Иван Полоусов. К сожалению, мой язык ограничен. Очень много я не могу выразить, может оно и к лучшему. Это была неспешная пятница, но я умудрился спешить ногами, не спеша головой. Второй раз я был в этой чайной, но уже чувствовал, что от нее веет гармонией. Нет, не спокойствием - ибо там происходит много дел; не умиротворением - ибо процессы в заварнике отнюдь не спокойные, а порой и агрессивные; но гармонией, гармонией сочетания элементов Духом Мастера.
Перый 7542 был молодой, 2011 года.
В запахе сухих листьев чувствовались полевые травы и цветы, необузданное. Даже не запах сена, но на днях скошенной травы. Там чувствовалась юность и весна. Первая пиала подтвердила аналогию. Это были весенние цветы. Беззаботная и несерьезная сладость, которая оставалась на языке и чуть ниже, на уровне горла. Вторая пиала сделала намек на перемены. Как переменчиво настроение подростка. С третьей по шестую пиалы чай изменился кардинально. Вопреки ожиданиям, чай стал еще более разбросанным по вкусам. Их было так много и каждый тянул на себя одеяло. Я растерялся, я не мог объяснить, что это за вкус. Закончился наш молодой 7542 восхитительной ненавящевой плодовой сладостью. Как и наша юность, о которой, по прошествии времени, остаются только хорошие воспоминания.
Вторым был 7542 2004 года.
Семь лет разницы создавали невероятную пропасть между чаями. Чай ушел вглубь. Вкус был обогащен эфирностью, казалось, язык пылал парфюмом поцелуя в шею молодой возлюбленной. От болтливости чай перешел в мир чувственного восприятия. Осознание своей зрелой молодости создавало явно выраженную радость в области сердца. Дышать стало легко. Разум был отуманен. Я не сопротивлялся. Состояние влюбленности, вот что характеризовало этот чай. Но пропасть между первым и вторым чаями - была лишь пропастью между старшим и младшим братьями. Вкус был другой, но динамика осталась прежней. Разве что начальная эфирность продлилась подольше. Вкус перерос в горечь, но горечь приятную. Я вспомнил, что когда-то ревность была не разлагающим чувством, а пикантной приправой к любовным отношениям.
Я болтал без умолку, что-то тянуло меня к отношениям с присутствующими людьми. Возможно, я был слишком навязчив. Кто-то из присутствующих даже сделал мне замечания, что я слишком беспокоен. Моим оправданием был молодой шен. Как можно быть спокойным весной?
Третьим был 7542 2001 года.
Его отличали не только дополнительных три года, но и условия хранение. Гонконгский воздух обладает невероятной влажностью. Видимо в таких условиях в подвалах, самых сухих местах в городе, влажность не опускается ниже 90%. Удивительно, как это изменило чай. Первые два шена очень напоминали друг друга по запаху сухого листа. Этот же шен был совершенно иной. Перемены были разительны. Как будто бы откинув большой камень на цветущей сухой поляне, ты обнаруживаешь сырую землю с ее подземными обитателями. И с ее запахом, о да. Пах сухой лист землей и картофелем. В юности я очень много времени провел в сельской местности недалеко от Японского моря, я знаю, чем пахнут сухие подвалы при высокой влажности. Получив небольшое количество влаги и тепла, шен явно выразил запах прорастающего картофеля. Многие люди, плюнув, оставят этот чай. Мы слишком любим Солнечный день. Но и прорастающий картофель - это тоже Весна. «Да! завиток цветка ярко сияет на солнце, но корень уходит глубоко во тьму земли. Хвала тебе, о прекрасная темная земля! Ты - мать несметных миллионов мириадов цветов».
Три дополнительных года не смогли бы дать столько опыта предыдущему шену (7542 2004 года). Я бы сравнил 7542 2004 и 2001 годов со Стрекозой и Муравьем из знаменитой басни Крылова И.А.. Муравей получил больше опыта за почти то же время, чем Стрекоза. Как жаль, что я не в состоянии был понять этот вкус, эту силу. В чае было что-то освежающее, как родниковая вода, или как прохладный березовый сок. Опьянение Весной, от первых двух шенов, куда-то пропало, появилась приземленная трезвость. Я вспомнил, что устал и хочу кушать.
Мы передохнули и перекусили. Никто не стеснялся, все понимали, что Опьянение Жизнью сопряжено с удовлетворением физических потребностей. Мы получали удовольствие от того, что мы - люди. Может этот главный урок, который тогда прошел мимо меня и лишь сейчас я его домыслил, может этот важнейший урок, который может выучить человек, может он и был той изюминкой 7542 влажного хранения. И может, просто молодость конкретно нами выпитого «влажного» шена была причиной, что мы не прочувствовали столь глубокие ритмы самой Земли. Как знать.
Мы отдыхали зеленым чаем и делились впечатлениями. Но все были сосредоточены. Все понимали - это что-то невиданное ранее. Я был в предвкушении. Смогу ли погрузиться на самое дно? Я старше следующего шена всего на пару лет, что он покажет мне? Мы поменяли музыку. Заиграло великолепное исполнение мантры «АУМ». Глубокое и сакральное проникло в атмосферу чайной вместе с новыми звуками.
Четвертый, кульминационный чай - был шен 7542 1990 года тайваньского натурального хранения.
Помню, что сухой лист восхитительно пах. Запах как будто говорил на своем языке, мне его было не понять. Получив небольшое количество влаги и тепла, шен начал испаряться. Это очень подходящее слово. Я нюхал его снова и снова. Он проникал прямо в голову и очищал от посторонних мыслей. С первой пиалы я понял, что все мои ожидания были напрасны. Я ждал чего-то, и чего-то другого, и третьего. Но ошибся по всем пунктам. Этот Чай был собою самим.
Мы пили молча, каждый погруженный в свои ощущения. У меня смешались реальности. В воображении я видел то, что пробовал и ощущал то, что видел. Язык испаряется золотом. Я сижу на огромном красном цветке. Во вкусе я чувствую Солнце, которое почему-то вытянулось и стало походить на посох с головою льва. В глазах появилось больше красок. Все эти описания бессмысленны, они не отражают чая совсем. Они не отражают каких-либо моих ощущений. Все смешалось во мне. Я не мог расслоить этот Шен. Казалось, это Он меня расслоил. Думаю, этот чай дает каждому удивительный опыт. Он говорит, что все наши умозаключения и ожидания оказываются тщетными, когда приходит превышающий нас самих Опыт.
Есть многое на свете, друг Горацио,
Что и не снилось нашим мудрецам.
Уильям Шекспир
По воспоминаниям от Большого Чайного Дня в "
Доме". Автор -
Никита Ставиченко