КЕРАМИКА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
В процессе общения с гончарами Симанэ автор интересовался, насколько востребованы керамические изделия в повседневной жизни
современных японцев, и кто является основными потребителями продукции мастерских. Каждая мастерская имеет свой круг клиентов, которые делают заказы на изготовление определенных изделий в соответствии со своими вкусами и потребностями. Клиентами являются частные лица, предприятия общественного питания, студии чайной церемонии и икебаны, административные учреждения. Продукция отдельных мастерских и артелей (например артели «Сюссай-гама») хорошо известна и за пределами Симанэ.
Категории продукции, пользующиеся наибольшим спросом, - посуда для сервировки стола и предметы средового дизайна. Сегодня обязательным элементом кафе и ресторанов национальной кухни является керамическая посуда традиционных форм и декора. В домашнем быту принято полностью сервировать стол такой посудой по случаю праздника или приема гостей. Художественная керамика используется в дизайне интерьеров и внешней среды. Снаружи около входа и в вестибюлях ресторанов, магазинов, учреждений часто можно увидеть крупные, высокие емкости, декорированные цветными глазурями. Мастер Симада из г. Гоцу отметил, что такие сосуды сейчас нередко можно увидеть в оформлении дворовой территории в частном домовладении. Эксклюзивные керамические изделия - наборы для чайной церемонии, цветочные вазы, декоративные тарелки - часто заказывают для подарков. В целом, сегодня керамические изделия являются уже не столько утилитарными предметами, сколько оригинальным, часто отнюдь не дешевым, атрибутом хорошего вкуса, высокой культуры.
Ремесленное гончарство в Японии представляет собой сочетание традиционных и современных черт. Новации в производственном цикле гончарства связаны, прежде всего, с его техническим уровнем. Использование электрических гончарных станков и современных обжигательных печей дает возможность ускорить и упростить определенные этапы производства, но практически не затрагивает традиционной технологии, которая лежит в основе стилистической специфики японской керамики. Многие технологические приемы и даже гончарный инструментарий остались неизменными с прошлых времен. В настоящее время, когда эстетический аспект керамического изделия часто важнее, чем его функциональность, особое значение имеет умение изготавливать нестандартную, индивидуальную продукцию. Маленькие коллективы с накопленными поколениями технологическим опытом и художественно-эстетическими принципами вполне успешно справляются с этой задачей.
В пропаганде и поддержке традиционного гончарства большую роль играют различные программы на государственном уровне, в том числе целевое финансирование и предоставление госзаказов. Много внимания уделяется различным культурно-образовательным проектам, ориентированным на самую широкую аудиторию и, в частности, на молодежь. Эти меры являются частью государственной политики Японии по сохранению национальной культуры.
- Жущиховская И.С. Традиции прошлого в современном гончарстве Японии -
Часть I Часть II Часть III