Рассмотрим предысторию возникновения раку-керамики. Общеизвестен факт, что рождение этой техники связано напрямую с эстетикой «ваби-саби» и непосредственно с чайной церемонией. Состояние медитации, отречённость от излишеств, от внешних проявлении, сосредоточение на внутренней природе истинности лучше всего увязывалось с простыми, шероховатыми фактурами глины, асимметрии, случайности.
Куро Раку тяван. Период Эдо (XVII век). Раку Итиню (1640-1696), 4й глава дома Раку
Керамическая техника «раку» вобрала в себя все эти требования как нельзя лучше: простота, естественность, непредсказуемость, непритязательность в сочетании с ощущением «вечности», запечатленного в налёте старины. Своеобразным идеологом «раку» считается основоположник традиционной чайной церемонии Сэн-но Рикю (1522-1591). Последователь дзэн, поэт и каллиграф, он разработал своеобразную моду на предметы, сопутствующие «тя-но-ю». Чайная посуда в его концепции должна была соответствовать идеалам простоты, целесообразности, комфорта и изысканной элегантности, когда истинная красота спрятана за неброской пеленой тумана, а в капле росы можно видеть весь мир.
Начало техники «раку» связывают с именем мастера Танака Тёдзиро (1514 - 1591). Он отказался от гончарного круга, создавая формы от руки, экспериментировал с формой и глазурью. Именно это время (1580 год) и принято считать началом истории техники «раку» (термин означает наслаждение, радость, непредсказуемость, комфорт), а сам мастер стал Первым Раку. Особенно распространены и популярны именно чашки «раку» - тяжелые, крупные, нарочито грубые, политые густой, темной (черной или красной, реже - белой или коричневой) глазурью. Асимметрия, деформация, случайные подтёки, трещины здесь является основным композиционным приемом. Сама эстетика «раку» сосредоточена в нестойком, шатком балансировании на грани изысканной простоты и явной неудачи. Чашки и другие чайные аксессуары в стиле «раку» быстро приобрели широкую популярность. Недаром существует поговорка: «Лучшие чашки для чая - раку..». Одним из идеалов «раку» признана чашка «Фудзи-сан» известного художника Хонами Коэцу (1558 -1637), который сам был учеником Второго Раку - мастера Дзёкай. По мнению Н. Николаевой «..Коэцу относился к чашке как к скульптуре, и не только потому, что лепил её пластический объём и добивался её индивидуальной выразительности. Она была для него как бы живым существом, готовым вступить в диалог с человеком, открыть ему свою «душу», свою скрытую красоту». На сегодня, фамильные традиции Раку продолжает Раку XV.
«Раку» стало новым явлением в японском искусстве не столько в силу особенностей формы изделий, не столько благодаря новой технологии обжига, сколько потому, что впервые мастерство в керамике стало восприниматься, как произведение высокого искусства, впервые авторы стали иметь возможность подписывать свои работы. Словом, произведение «раку» - это «сосуд-скульптура, индивидуальный в своей пластике, вызывающий неповторимые ощущения...».
Техника «раку» позволяет провести ускоренный обжиг, при стремительном повышении температуры. После этого керамика попадает в восстанавливающую среду (это могут быть опилки, тряпки и проч.; в городских условиях, вместо выкопанных в земле ям - традиционный прием - используют различные емкости - авт.), где глазури приобретают блеск, а терракотовые изделия задымляются, создавая богатейшую цветовую гамму. В технике «раку» главное импровизация, неожиданность и риск. Элемент риска, всегда присутствующий в керамике, здесь доведен до крайности. Практическая невозможность получения двух совершенно одинаковых вещей дает истинное наслаждение как от творения так и от созерцания, и от потребления. Таким образом данный вид керамики полностью соответствует принципам дзэн и традиционной японской эстетике.
В Европу техника «раку» пришла в начале 1920-х годов благодаря известному английскому керамисту Бернарду Личу. Итогом работы Б. Лича является его уже называемая здесь «Книга керамиста», в которой изложены мнения о сущности керамики, о ее профессионализме и художественных истоках. Эта книга имеет огромное влияние на развитие профессиональной керамики в мире.
Особый интерес к японской технике «раку»-керамики в современном мире подтверждается огромным количеством последователей и проведением целой плеяды проектов, посвященных данной тематике.
Одной из формой популяризации «раку»-керамики на территории Восточной Европы стало проведение художественных симпозиумов в Украине (Ахтырка, Львов, Гаспра), также в Белоруссии (Бобруйск), Хорватии (Жесково), на территории РФ - техника «раку» (газовый обжиг) используется на Всероссийском симпозиуме «БайкалКераМистика» (2012-2013 гг.), в Пермском крае (Пермь, «Рыжий ангел» (2012), Всеволодо-Вильве («TerraCotta»), в Кировской области (Рябово, 2011, 2012) и других локальных мероприятиях. Они являются не просто местом свободного общения художников, столько событием в жизни художников многих стран, которых привлекает оригинальный метод творчески-технологического процесса, возможность с одной стороны испытать себя в сложных первобытных условиях, а с другой - расширить сферу собственных творческих поисков в области искусства керамики.
Продолжение следует...
- Зиненко Татьяна Николаевна -
Часть I