Японские культурные традиции последовательно и прочно проникают в повседневную жизнь и искусство европейцев, притерпевая при этом ряд естественных трансформаций. Поэтому, вопросы о том, что для европейского художника японская техника «раку» - просто способ обжига, или все-таки определенная философская парадигма, почему во всем мире японская керамика «раку» продолжает пользоваться неослабевающим интересом, приводит в движение мощные пласты художественной жизни, сосредотачиваясь в плоскости симпозиумов, резиденций, конференций, фестивалей, находит все новых и новых последователей среди художников всего мира, в чем состоит роль и место японских культурных традиций в современном керамическом искусстве, сколько собственно «японского» в производимых современными европейскими художниками произведениях «раку» и многие другие являются на сегодняшний день актуальными и нуждаются в научном анализе.
Куро Раку тяван знаменитейшего Сасаки Сёраку III 1980/90х. Из коллекции ДЖЧ
Конец прошлого и начало нынешнего ХХI века стало временем переоценки и переосмысления всей истории искусства. И керамика в ней предстает как вполне самодостаточная, художественно-яркая отрасль. Может поэтому во всем мире наблюдается стойкий и всё возрождающийся интерес к японской технике «раку». Именно она, возникнув еще в конце XVI века, открыла этап в истории японского и мирового керамического искусства, связанный с индивидуальным художественным подходом к керамическому произведению.
Вопрос взаимоотношений традиций японского средневековья и современных художественных компонентов у последователей керамики «раку» достаточно открыт. Данное исследование - попытка путем анализа конкретных произведений различных художников, работающих в стиле и в технике «раку» и событий в этой сфере (в том числе и на симпозиумах, посвященных этой технике как в месте концентрации подобных работ), поставить вопрос о научном обосновании и определении роли и места творческих изысков неяпонских художников, производящих «раку» в современном художественно-экспериментальном процессе. Имеет место также постановка вопроса о том, что есть японская керамика «раку» во внеяпонской среде конца ХХ - начала ХХІ века.
Несмотря на то, что история японской керамики «раку» представляет огромный интерес для художников и ученых, она до сих пор не нашла фундаментального отражения в современной русскоязычной литературе, что существенно ограничивает доступ к ним отечественных художников. Не во всех вузах, изучающих художественную керамику, преподается курс, посвященный истории керамики Японии. Это приводит к тому, что художники, обращаясь к этой технике, вынуждены прибегать к исключительно интуитивной форме осязания, либо довольствоваться справочными либо научно-популярными статьями. До сих пор в русском переводе не увидела свет книга Б. Лича «Книга керамиста». Изучению вопросов, связанных с керамической техникой «раку» уделяли и уделяют внимание историки, искусствоведы, технологи, музееведы и сами художники. Важные основополагающие сведения о керамике «раку» содержат энциклопедические издания: «Всемирная история», вышедшая в Москве в 1950-ых годах, первый том учебного пособия «История Японии с древнейших времен до 1868 года» (под ред. А.Е. Жукова), вышедший в Москве в 1998 году. В исторической ретроспекции следует отметить первые, содержащие сведения о керамике Японии вообще и о «раку» в частности, труды английского исследователя, японца по происхождению С. Гартмана «Японское искусство» в переводе О.И. Кринской. Увидевшая мир в 1908 году, эта книга интересна тем, что содержит параллели между японским и европейским культурным мировоззрением, хотя керамика здесь упомянута лишь в общем контексте. Ленинградский ученый Э.К.Кверфельдт в 20-30 гг. ХХ века издал ряд статей и каталог к выставке «Прикладное искусство Дальнего Востока», в своих исследованиях автор рассматривает технологию приготовления керамических масс и глазурей. Послевоенная наука обогатилась статьей О.Н. Глухаревой «Японская керамика XVII - ХІХ веков», в которой собраны переводы западноевропейских источников по данной проблематике.
К вопросам японской керамики на страницах ведущих журналов в 1960-1980 гг. обращалась ведущий японовед Н.С. Николаева, уделяя особое внимание стилистическим и типологическим особенностям традиционной средневековой японской керамики. Известные востоковеды Н.И.Конрад, Н.А. Виноградова и Р.А. Ксенофонтова в своих фундаментальных трудах освещали различные аспекты и стилевые особенности «раку-керамики» в контексте японского искусства.
В последние десятилетия стали выходить исторические и искусствоведческие исследования, касающиеся проблем японской керамики. В этой связи, давая общий анализ средневековой керамики Дальнего Востока, керамику «раку» исследует И.С. Жущиховская, исследуя японскую керамику эпохи Мэйдзи к интересующим нас вопросам обращается А.И. Шинковой. Изучением японской керамики, как искусства, занимаются Т. Журавская, К.Г. Позднякова, В.Я. Медведев. Отображению японских традиций в творчестве современных художников посвящены труды В.А. Малолеткова, З.А. Чегусовой, А.Н. Егоровой, Т.Н. Зиненко.
Бесспорно, что среди англоязычной и японоязычной научной литературы, касающейся «раку-керамики», кроме названного Б.Лича, выделяются труды Г. Аутслея, Е. Морзе, Б. Фьорд, М. Тэцудзи, К. Матасабуро, Я. Есиаки, Т. Дзэньити, Н. Цуда, Ц. Миками, C. Сусими и др. Особое место занимает монография Т. Мицуока «Керамическое искусство Японии», вышедшая в Токио в 1960 году, тем, что автор исследует события в керамике ХVI-XVII веков, т.е. во время становления и расцвета «раку». Вопросами сохранения преемственности поколений в гончарном искусстве посвящены труды Я. Соэцу.
Источниками данного исследования являются: художественные произведения различных авторов, работающих в технике «раку», материалы симпозиумов художественной керамики (опубликованные и неопубликованные материалы, каталоги, воспоминания участников), статьи в периодических изданиях, интервью, личные архивы художников и др.
Продолжение следует...
- Зиненко Татьяна Николаевна -