Кобальтовый фарфор династии Мин

Aug 06, 2018 17:30


Как ясное небо он чист,
Невесом, как бумажный лист.
Прекрасен, как горный нефрит,
Как горное эхо звенит…
Так воспевал китайский фарфор знаменитый поэт Ли Бо. Эти стихи написаны у входа в Музей фарфоровых изделий, что в городе Цзиндэчжень, который по праву считается столицей китайского фарфора.



Антикварное Ко-Сомэцукэ блюдце "Старый пруд", диаметр ~ 21 см. Китай, династия Мин (1368 - 1644 гг.). Из коллекции ДЖЧ


Искусство фарфора в эпоху династии Мин дало большое количество знаний в разработках этого тончайшего материала. Этот период является классическим в искусстве Китая и является одним из самых значимых явлений в декоративно-прикладном искусстве многих стран мира в наши дни.

Производство фарфора в Цзиндэчжене китайские источники отмечают уже с VII в. Расположен город с таким звучным названием в южной китайской провинции Цзянси, в том самом месте, где воды великой китайской реки Янцзы сливаются с водами самого крупного пресного озера Китая Байян, обнажая берега из белой глины «каолин». А название свое получила эта глина от села Гаолин, расположенного на берегу.
Огромные залежи первоклассного сырья в окрестностях Цзиндэчженя способствовали существованию и развитию производства лучшего китайского фарфора на протяжении многих веков.

Во второй год своего правления император Хун У (Чжу Юаньчжаню. Первый император Китая (с 1368 по 1398 г. из династии Мин) строит новый завод, число печей которого достигает двадцати. С этого времени ведущая роль окончательно переходит к Цзиндэчженю. Конкуренцию с ним не выдерживают многочисленные более мелкие центры керамического производства, так как все основные императорские заказы поступают в Цзиндэчжень, а впоследствии туда же переходят и все массовые поставки на внешний рынок.

Очень важным фактом в развитии этого искусства является то, что все последующие императоры Минской династии (XIV-XVII вв.) продолжали уделять большое внимание производству фарфора в Цзиндэчжене, предъявляя очень высокие требования к художественному качеству изделий, и к началу XV в. количество императорских печей достигает уже пятидесяти восьми.

Одной из важных технологических черт, характеризующей весь фарфор этой династии, что в горизонтальной плоскости при делении сосуда, кувшина или другой фигуры на две части, проведя рукой, можно обнаружить еле заметный шов, который иногда можно заметить только с внутренней стороны, заглянув внутрь кувшина.

В декорировании изделий часто применялась гравировка и легкий рельеф на чистом тонком фарфоре, это позволяло добиваться неподражаемого изящества.

Нужно отметить, что роспись кобальтом была привнесена в китайское искусство до наступления династии Мин, но именно эта эпоха внесла в нее значительные изменения. Усложняется сама роспись, а также появляется очень сложная технология двойного обжига.

Ранние минские изделия с подглазурной росписью отличались светлым серо-голубым оттенком и широким мазком кисти, чаще всего в росписи использовался растительный орнамент.

Особое усовершенствование получил сине-белый фарфор в начале XV в. В это время он достигает большого разнообразия не только в характере орнамента, но, пожалуй, еще больше в приемах нанесения краски и изменения ее оттенков.

Совершенство мастера владеть кистью выражается в уверенном мазке или линии, получающими нужный изгиб или утолщение. Аккуратность и изящность мастера, чувство кисти непосредственно имеет связь с владением искусства каллиграфического письма.

И самостоятельно, и в соединении с контурным рисунком использовался чисто живописный подход. При его применении производится свободная заливка краской различных оттенков, ограниченных тонкой линией, плоскостей декорируемого изделия или контурного рисунка.

Одновременно часто применялось такое построение композиции, при котором использовали синее пятно скалы, цветка или любой части рисунка в качестве фона, оставляя изображение белым резервом.

Огромные достижения в развитии живописи по фарфору проявляются в большой свободе выполнения многочисленных сюжетов и разнообразии их композиционной трактовки.

Можно сказать, что в минском фарфоре, выполняемом синей росписью поражает богатство изобразительной части. На изделиях выполнялись самые разнообразные сюжеты. В работах присутствует исключительный реализм, свобода и смелость передачи изображений одной краской, несмотря на приспособление композиционной схемы в первую очередь к форме расписываемого предмета. Среди растительных мотивов особенно часты своеобразно стилизованные лотосы и пионы.

Отличается большой живостью передача изображений рыб, драконов и фениксов среди облаков, аистов, ланей. Среди многих других тем значительное место занимают фигурки людей, детей или мифологических существ.

В начале XV в. вместе с кобальтом начинает употребляться красная подглазурная краска естественного происхождения. В этой двухцветной гамме частым сюжетом было изображение драконов среди цветов или облаков. В XVI в., в связи с истощением источников сырья, служившего для этой краски, она выходит из употребления, уступая место надглазурной, добываемой из окиси железа, отличающейся яркостью и меньшей сложностью применения.

С середины XVI в. очень распространенным стал метод украшения, известный под названием доуцай («соперничающие краски»), - сочетание подглазурного кобальта с пестрыми эмалевыми красками, отличающихся яркостью и интенсивностью тонов. Особенно часты желтая и бирюзовая глазури, в большинстве случаев с трещинками цека различной величины. Зафиксировано применение росписи красной и зеленой эмалью.

Также для минской эпохи в целом характерно изобретение новых видов цветной глазури и эмалевых красок, которые нашли широкое применение в фарфоровом производстве.

Следует отметить, что роспись, декор и даже сами формы изделий несли не только декоративную нагрузку, не только были призваны украшать интерьер, они имели ещё и глубокий символический смысл, зашифрованный в декоре. Например, нежная слива мэйхоа символизирует новый год, символизирует радость, счастье, начало жизни.

Тонкая технология и изящный декор не могли не привлечь внимание других стран. С XVI в. китайским фарфором заинтересовались европейцы. Прибывающие в Китай католические миссионеры первым делом пытались узнать секрет драгоценного китайского фарфора, ведь фарфор так и называли - «китайский секрет». Но европейцы до XVIII в. так его и не узнали. Королевские и княжеские дворы Европы платили золотом за драгоценные вазы. Известно даже, что Август Саксонский в начале XVIII в. обменял несколько гренадеров на фарфоровые вазы у короля Пруссии, Фридриха - настолько было ценно искусство фарфора, мастерски выполненное волшебными руками создателей.

До сих пор мы можем видеть, как проходя через века, интерес к искусству фарфора династии Мин не иссякает. Ведь настоящее искусство не знает границ времени. Оно формирует творческий вкус последующих поколений, позволяет изучать сформированные композиционные решения.

Ими по-прежнему интересуются как антикварными изделиями, которые очень высоко ценятся и вызывают интерес на всех аукционах, так и современными изделиями, причем появляются удивительные, замечательные авторские произведения, где соединяются традиции и новаторские идеи.

Побывав лишь в некоторых уголках Китая, мне посчастливилось встретить изделия мастеров-новаторов, используемых в быту, сохранивших свою цельность и гармонию.

Чтобы лично получить представление о технологиях изготовления при династиях Мин, можно посетить Музей истории керамики. Он расположен в западной части города Цзиндечжень. В небольших коттеджах в закрытых двориках размещены фабрики по производству керамических изделий. Самыми известными являются Фабрика фарфоровой скульптуры и Фабрика художественного фарфора. В печах местных фабрик делают настоящие произведения искусства, некоторыми из них можно полюбоваться в музее, другие хранятся в частных коллекциях по всему миру.

- Н. С. Бычкова
Научный руководитель: Г. П. Московская
Гжельский государственный университет, Московская обл., пос. Электроизолятор -

технология изготовления, антиквариат, Цзиндэчжень, фарфор, Китай

Previous post Next post
Up