Пять признаков Пути
3. Безыскусность, простота
Как уже говорилось, на философию Пути большое влияние оказали принципы таких философских и религиозных учений как Дзэн, Буддизм, Синто и многих других. В философии Пути и в Даосизме меньше - это больше, и невмешательство в естественный ход вещей позволяет творческой энергии вселенной проявиться в действиях мастера.
Для того чтобы понять концепцию простоты и безыскусности, необходимо понимание таких эстетических принципов как ваби и саби.
В предыдущих главах мы говорили, что скудность, выражаемая ваби, например, в чайной церемонии, это противопоставление напыщенности, чрезмерного проявления и приверженности человека к материальным ценностям, она подчеркивает важность приостановки размышлений, постоянных попыток понять происходящее логически, необходимость избавления от всех форм эгоизма и претенциозности, так как только таким образом можно достичь истинного понимания природы вещей, лежащих в основе всех явлений в нашем мире.
Природа сама по себе является асимметричной и спонтанной, и ваби выражает эту чистоту природного несовершенства. Ваби помогает понять важность безыскусности и даже «обезображивания». Когда же простота и безыскусность сливаются с антикварностью, получается то, что японцы называют саби. В некоторых случаях саби подразумевает качество, достигаемое без усилий.
Эстетические концепции ваби, саби и Сибуми подчеркивают идеал простоты и безыскусности в японских искусствах, но кроме того, на глубочайшем уровне понимания они затрагивают что-то в самом сердце человека, и это что-то является общим для всего мироздания.
Продолжение следует...
-
H.E. Davey -
Первая часть Вторая часть Третья часть Четвёртая часть Пятая часть Шестая часть Седьмая часть Восьмая часть Девятая часть Десятая часть Одиннадцатая часть Двенадцатая часть Часть XIII Часть XIV Часть XV Часть XVI Часть XVII Часть XVIII Часть XIX Часть XX