Самым ранним из известных нам письменных источников, позволяющих получить исчерпывающую информацию об устройстве японских садов, являются «Сакутэйки» (букв. «Записи о создании садов»). «Сакутэйки» составлены предположительно во второй половине XI в., в период Хэйан (794-1185), который характеризуется как важнейший этап формирования национальной культуры Японии на основе переосмысления китайских и корейских заимствований.Автором «Сакутэйки» традиционно считают Татибана-но Тосицуна (1028-1094), сына могущественного регента Фудзивара-но Ёримити (992-1074), основавшего в 1052 г. знаменитый храм Бёдо ин. Два свитка рукописи Тосицуна представляют собой свод правил, посвящённых строительству садов, и содержат секретные знания, накопленные за несколько столетий и устно передававшиеся садовыми мастерами из поколения в поколение.
The ground plan for a typical shinden-zukuri estate, with the pond south of the main hall and the stream flowing into the property from the north-east corner.
Точно не известно, какое название рукописи носили в период Хэйан. В период Камакура (1185-1333) их называли «Сэндзай хисё» (букв. «Собрание секретов садов»). После того как свитки Тосицуна оказались во владении дома Маэда, влиятельного рода правителей Кага, с них было сделано несколько копий. Одна из таких рукописных копий стала собственностью семьи Танимура из Канадзава, где и сохранилась до настоящего времени. Примечательно, что копия рукописей не имела заглавия и только в конце периода Эдо (1603-1868), когда её текст включили в собрание исторических литературных произведений «Гунсё руидзю», стала именоваться «Сакутэйки».
Главная особенность «Записей о создании садов», отличающая их от более поздних специализированных источников («Сэндзуй нараби-ни ягё но дзу» XV в., «Цукияма тэйдзо дэн» ХVIII-ХIХ вв., «Мусо рю титэй» ХVIII. и др.), заключается в том, что в них нет иллюстраций. Текст содержит пятнадцать ключевых разделов: «Основные положения», «Планирование участка», «Пруд, синдэн и мосты», «Камни и пруд», «Карэсансуй», «Стили установки камней», «Виды островов», «Устройство водопадов», «Виды водопадов», «Ручьи», «Установка камней», «Запреты», «Растения», «Водные источники» и «Разное». Общее количество записей достигает 120, и все они посвящены устройству садов в стиле синдэн-дзукури.
Прежде чем перейти к рассмотрению «Сакутэйки», хотелось бы подробнее остановиться на стиле синдэн-дзукури, получившем широкое распространение в архитектуре периода Хэйан. Под его влиянием в имениях аристократов стали появляться сады с большими прудами, составляющие единое целое с архитектурным ансамблем. Согласно иллюстрациям и схемам из сборника по жилой архитектуре «Каоку дзакко» (1842) типичное имение аристократа третьего придворного ранга* в стиле синдэн-дзукури выглядело следующим образом. Участок площадью в один тё (ок. 1,4 га) был огорожен глинобитным забором, в северной, западной и восточной части которого находились ворота. Обособленное таким образом пространство делилось на две части - северную и южную. В северной части размещался архитектурный комплекс. В центре возвышалось обращённое на юг главное сооружение - синдэн («спальный дворец»). На востоке, западе и севере от него находились жилые постройки, соединённые с ним крытыми переходами - галереями. Перед синдэн располагался южный двор - ровная площадка, которая использовалась для проведения различных церемоний. Южную часть имения занимал большой сад с прудом и островом. В пруд впадал ручей, берущий начало на севере и проходивший под частью строений на востоке. На берегу возводили павильон цуридоно («павильон для рыбной ловли»), ещё один павильон идзумидоно («павильон у источника») ставили вблизи устья ручья. Эти павильоны соединялись с основными строениями комплекса галереями. В южном углу сада из грунта, извлечённого при выкапывании водоёма, делали небольшие насыпи (цукияма), образующие холмистый рельеф. Планировка ансамбля могла изменяться в зависимости от статуса владельца, его личных предпочтений и площади участка, что подтверждают различные исторические источники.
Продолжение следует...
- Мостовой C.А. -
* Система придворных рангов была определена кодексом «Тайхорё» в VIII в. и сохранялась вплоть до Реставрации Мэйдзи (1868). Для придворных существовало восемь рангов. Обладатели первых трёх рангов составляли придворную элиту.