Ониси Ёсинори - теоретик японской эстетики. Часть IV

Nov 14, 2017 17:43

Анализируя историю дальневосточной культуры, Ониси Ёсинори пишет, что и в Китае, и в Японии эстетическое мышление развивалось как теория отдельных искусств. Она появилась прежде всего в рамках поэтики и теории живописи, но наиболее эстетически развитым было мышление в русле теории вака и теории театрального искусства но-гаку, разработанной Дзэами и Дзэнтику.




Одной из основополагающих категорий японской эстетики Ониси считает категорию югэн, рассматривая ее и как формальную, и как ценностную. Для выявления эстетического содержания этой категории ученый привлекает обширные исторические материалы. Примеры раннего употребления понятия югэн он, следуя изысканиям историка философии Окадзаки Ёсиэ, находит в Танском Китае. Понятие югэн, обозначающее скрытую, сокровенную, тайную красоту, употреблялось в поэзии таких мастеров эпохи Тан, как Ло Биньван и Се Даоюн. Дзэнский монах Се Даоюн провозгласил: «Закон Будды - югэн». Но задолго до этого монаха понятие югэн употреблял Лао-Цзы. Очевидно, что это понятие возникает из самых древних глубин китайской мысли и поэзии.

Однако, по мнению Ониси, у Лао-Цзы югэн не имел эстетических коннотаций. Зато Фудзивара Тэйка употреблял югэн в контексте именно эстетической характеристики японской поэзии - во-первых, как формальную (ёсики каннэн) и, во-вторых, как оценочную категорию красоты (кати каннэн). Фудзивара трактовал югэн как один из стилей (югэнтэй) поэзии вака. В его сочинении «Избранное по месяцам» (Майгэцусё) неоднократно фигурирует югэн как распространенная форма стихотворения (югэнсама). Ониси вспоминает поэта по имени Фудзивара Сюндзэй, который в сочинении «Записи о старинных стилях» (Корай футэй сё) описывал югэн как особую поэтическую форму.

В поле зрения Ониси Ёсинори попадает и творчество писателя Камо-но Тёмэя, анализировавшего понятие югэн в трактате «Записки без названия» (Мумесё). Ониси приводит цитату Камо-но Тёмэя:

«Теперешние люди заняты только делами посюстороннего мира, и их песни отражают это; а надо учиться старому стилю югэнтэй».

Тёмэй считает, что скрытая красота югэн обозначает то, что невыразимо в форме и слове (сугата-ни миэнайкэсики нару бэси), и дает лишь некое
тонкое ощущение:

«Поздней осенью небо пусто, бесцветно и мы не видим особой причины для грусти, но, непонятно почему, на глаза наворачиваются слезы… Если смотреть сквозь разрывы тумана на осенние холмы, то можно уловить лишь намек на алые листья деревьев, которые почти не видны - в полной красе их можно представить только в своем воображении, но лучше именно так, сокрыто, чем явственно прочувствовать их великолепие (сугурэтару бэси)».

Ониси ссылается на ряд средневековых авторов, описывавших югэн. Так, Ёсимото Нидзё пишет о югэн как о высокой старинной форме поэзии (дзёкосугата). Говоря о «новом стиле» в поэзии, он отмечал, что истинным поэтом является лишь тот, «в чьих словах сквозит таинственное очарование югэна, чье сердце глубоко, кто не вдается в подробности и у кого за скромной формой есть много невысказанного». Синкэй в трактате «Слова, сказанные шепотом» (Сасамэгото) говорит о девяти «сердечных формах» (кокоросугата) у югэн, о чувстве югэн (югэн кандзё) и о стиле югэн (югэнтай).

«Таинственная глубина и печальная красота, - писал Синкэй, - находятся там, где нет рассудочности (котовари), где есть, что еще высказать, где воспеваются неясности и тени».

О югэн писал и другой известный поэт, Сётэцу, в своем сочинении «Сётэцу моногатари» (Повествование Сётэцу), подробно разбирая значение этого термина: о невозможности выразить в словах таинственную глубину красоты югэна. Ониси также цитирует трактат «Тодо ёсё» (Руководство для достижения Пути), принадлежавший кисти Дзэнтику - упоминавшемуся выше драматургу театра Но: «Действие югэн едино с Законом Будды, Законом-сокровищем, с Путем богов». По мнению Ониси, в поэтике Средневековья югэн употребляется скорее для обозначения «идеальной формы»; в то же время у последующих мыслителей наметилась тенденция трактовки югэн как понятия, имеющего отношение к эмоциональной сфере. Так, Фудзивара Сюндзэй, замечает Ониси Ёсинори, «соединил югэн с понятием усин, тем самым придав ему ценностный смысл красоты». Ониси указывает также, что наличествовало понятие югэн и в искусстве каллиграфии, но использовалось здесь нечасто. Каллиграфия считалась занятием мудрецов-отшельников. Известный художник и каллиграф начала ХVI в. Сэссон писал:

«Следует достигать таинственных глубин Дао, созерцая природный югэн и создавая каллиграфию».

Продолжение следует...
- Е.Л. СКВОРЦОВА -
Первая часть
Вторая часть
Третья часть

югэн, искусство, эстетика, философия, Япония

Previous post Next post
Up