Фарфор Арита (Имари)

Apr 15, 2017 17:50

Фарфор в Японии появился относительно поздно - почти на тысячу лет позже, чем в Китае (620 г.). Все это тысячелетие императорская семья, сёгунат, аристократия и главы местных кланов были вынуждены покупать дорогостоящий фарфор из Китая и Кореи или же использовать простую глиняную посуду.



Блюдо с камнями, цветами и птицами. 1710-1730. © metmuseum.org


Только после корейского похода Тоётоми Хидэёси, когда с корейского полуострова были вывезены целые семьи фарфористов, тысячелетний спрос на изысканный фарфор мог быть удовлетворенным.

Наосигэ Набэсима - лидер клана Набэсима в провинции Хидзэн привез мастера Ри Сампэя (кор. Ли Сампхён), который по одной из версий в 1616 году обнаружил в Арита у горы Идзуми месторождение каолина и полевого шпата. На этой базе начало разворачиваться фарфоровое производство.

Первые изделия Арита были хакудзи (белый фарфор, но с еще «грязноватым» черепком) и сомэцукэ - белый фарфор, расписанный кобальтом под глазурью - копии изделий корейского фарфора династии Чосон и китайского фарфора позднего периода династии Мин. Затем, в результате технологических инноваций появляется фарфор ироэ - многоцветный фарфор с надглазурными эмалевыми красками.



Антикварное Имари блюдце "Три друга зимы" ручной росписи, начало XX века. Диаметр ~ 17 с

В это время единственным местом производства фарфора в Японии была область Хидзэн, в которую входят Арита и ее окрестности, такие как печь Хасами (клановая территория Омура) и печь Микавати (территория клана Хирато). Таким образом, клан Набэсима намеревался предотвратить утечку секретов фарфора и техники рисунка. Одной из задач клана была защита и взращивание новых ремесленников в рамках своей области. Для этих целей была создана система контрольно-пропускных пунктов, чтобы изолировать фарфоровое производство от внешнего мира. Однако скрыть секреты не удалось и в конце периода Эдо производство фарфора распространилось по всей Японии.

Экспорт

Первые полвека Арита производили фарфор исключительно на внутренний рынок, примерно с 1647 года ситуация кардинально изменилась. Возросший интерес Европы к фарфору Арита связывают с разрушением печей в Китае в ходе крестьянских войн и запретом на торговлю в переходный период от династии Мин к Цин.

Голландские купцы предоставляли японским гончарам образцы китайских изделий для копирования и такие изделия отличались повторяющимися мотивами, большим «тиражом» выпуска и нарушением логики и законов природы. Так, например, можно было встретить изделия, на которых изображены два разных цветка на одной ветке.



Чаша для бритья с выемкой для шеи. Тип имари. 1730 г. Китай. © onlinegalleries.com

Изделия Арита вывозились через порт Имари, что и отразилось в широко распространенном наименовании «стиль имари».

По европейским заказам мастерские Арита изготавливали посуду, не употреблявшуюся в Японии, - соусники, бутылки, кувшины, а также канделябры. Сюжетами изделий часто становились близкие европейскому глазу мотивы - кентавры, голландские корабли и пр. Ниже представлено одно из блюд, сделанное по образцам привезенным голландцами для копирования.



Блюдо с кентаврами. Фарфор с под- и надглазурной росписью. Период Эдо, 1700-1730. Изделие Арита. © Музей восточной керамики в Осака.

«Золотой» период фарфора Имари/Арита продлился до начала XVIII века, а далее пальма первенства снова перешла к Китаю, где ситуация с производством нормализовалась. Парадоксально, но фарфор Арита пользовался такой популярностью, что его стали имитировать даже в Китае, хотя, изначально, этот фарфор создавался под влиянием китайских образцов.

Фарфор Арита (Имари) в период Эдо можно разделить на Ко-имари, Какиэмон, Набэсима.

Ко-имари



Антикварное Раннее Имари Сомэцукэ блюдце ручной росписи. Диаметр ~ 17,5 см. Япония; 1617 - 1632 годы

Это название сформировалась к концу эпохи Эдо и включало в себя весь фарфор, чтоб производился в Арита, кроме Какиэмон и Набэсима. Изделия Ко-имари полностью покрыты пышным декором, используются картуши и золотые виньетки. Парные вазы также являются характерной особенностью для экспортируемого фарфора на манер китайского, когда европейская аристократия использовала парные вазы для декора каминных полок.



Блюдце в форме придворной дамы. Фарфор ко-имари 1690-1700 гг. © metmuseum.org

Какиэмон

Помимо производства на экспорт в Арита существовал стиль Какиэмон, основанный Сакаида Какиэмоном в начале XVII века. Харакерными особенностями фарфора Какиэмон можно назвать большие неокрашенные пространства черепка, лаконичность композиции и яркий цвет перезревшей хурмы - «каки», от которого произошло имя Какиэмон. Фарфор Какиэмон стоял особняком от массового фарфора Арита, но тем не менее, его стали копировать и он также получил свою популярность в Европе. Фарфор Какиэмон стал одним из образцов для появления фарфора в Мейсене.



Блюдо Какиэмон с дизайном «Три друга зимы». Арита. 1690-1720 гг. © vam.ac.uk

Набэсима

Фарфор Набэсима появился в закрытой деревне Окаватияма к югу от Арита по приказу клана Набэсима, который также являлся покровителем этих печей. Фарфор Набэсима создавался исключительно как подарочный фарфор для сёгуната Токугава и характерной особенностью его был отказ от китайского влияния. В качестве мотивов использовались японские пейзажи, цветы и орнаменты. Форма изделий отличалась оригинальностью, и каждое изделие было создано в единственном экземпляре или в малом количестве, чтобы подчеркнуть престижность этого фарфора.



Блюдо с цветущей вишней. Набэсима. 1670-1690 гг. Фарфор с селадоновой и коричневой глазурями. Подглазурный кобальт. © metmuseum.org

Реставрация Мэйдзи

После Реставрации Мэйдзи в 1868 году и создания префектур вместо феодальных владений в 1871 году Япония пережила «просвещение» и модернизацию. Массовая информация из других стран заполонила Японию, и, в результате, Япония менялась с большей скоростью. Поэтому японское искусство стало более изощренным, чем в период Эдо, особенно в области ремесел.

Клан Набэсима пришел в упадок из-за создания префектур вместо феодальных владений. Фарфористы, которые были до периода Мэйдзи под покровительством клана Набэсима, сразу же оказались в трагической ситуации. Удивительно, но группа мастеров, испытавших на себе культуру позднего Эдо, приложила все силы, чтобы произвести шедевры и бросить вызов всему миру своими навыками. Так был создан Мэйдзи Имари.



Блюдо Набэсима с геометрическим орнаментом. 1670 - 1700 гг. ©piva.powerpad.it

Мастера больше не были привязаны к одной печи и были освобождены от любых правил. И они выразили все, что приобрели в прошлом. Одной из особенностью Мэйдзи-имари является то, что изделия могли достигать гигантских размеров. Мастерам не хотелось быть в стороне и проигрывать китайскому фарфору.

Группа превосходных мастеров в Арите собралась и основала первую корпоративную организацию Японии Коранся (1875 ~), которая объединила несколько печей и торговцев фарфором. Затем, в 1879 году, талантливые ремесленники отделились от Коранся и основали собственную компанию, которая стала компания Сэйдзи, просуществовавшая пол-века и закрывшаяся на фоне «Великой депрессии».

Сегодня ярмарка фарфора в Арита проводится каждую весну, когда около 650 прилавков, выстраиваются вдоль дороги и занимают площадь около 6 километров, принимая более 700 тысяч посетителей со всего мира.

Источник: http://orientalist.pro

Фарфор Арита/Имари широко представлен в коллекциях Дома, включая антикварные и современные изделия, в том числе таких выдающихся печей и компаний как Фукагава, Коранся, Гэн-Эмон и др., а также работу Живого Национального Сокровища Японии Мандзи Иноуэ: https://vk.com/topic-53195527_36848223

технология изготовления, Имари, фарфор, Какиэмон, Арита, керамика, Набэсима, Япония

Previous post Next post
Up