О чайной церемонии в современном мире

Dec 10, 2016 13:23

О чайной церемонии написано много и интересно, но у Владивостока, к счастью, есть возможность общаться напрямую с мастером чайной церемонии Школы Урасэнкэ г-жой ТАГУТИ через Клуб интересующихся чайной церемонией «Итиго итиэ» под руководством Марины ХОЛКИНОЙ, которая знакома с сэнсэем с 2005 г.

Кстати, название Клуба перевести непросто. Смысл этой фразы примерно таков, что случайных встреч не бывает - раз мы встретились, значит, это судьба. Клуб Марины действует с 2010 г., и мы желаем ему процветания на многие годы вперед. Но насколько актуальна чайная церемония для современного общества, что есть в ней, что необходимо нам сейчас? Что может заинтересовать россиян в этом сложившемся японском ритуале? Об этом и многом другом мы поговорили с Тагути-сэнсэй.




- Насколько изменилась современная чайная церемония по сравнению с прошлыми веками?

- Садо осталось неизменным с древних времен. Это возможно, потому что мы все время тренируемся по тем правилам, что нам оставили учителя прошлого. Именно в этом смысл упорных и длительных тренировок и практики - сохранить правила незыблемыми. Более того, сохранить Дух чайной церемонии. Раньше мастера могли получить разрешение на преподавание только после упорных тренировок.

- На русский характер сложно отрабатывать одно и то же, неинтересно, хочется чего-то новенького…

- Но основы чайной церемонии очень и очень важны, их невозможно переоценить. Есть уровни понимания, подняться выше можно только постепенно, но оттолкнуться надо от базы, от основы, которую необходимо хорошо знать. Однако этот круг бесконечен, как только вы достигли вершины, необходимо вернуться к началу. Происходит движение по спирали, вы качественно повышаете понимание процесса, двигаясь вверх. Целью таких упражнений является совершенствование Духа. Заниматься ради свидетельства об окончании курса - это не очень понятно, изучать чайную церемонию можно только начать, конца этому процессу нет. С другой стороны, мы понимаем, что получить свидетельство после окончания мастер-класса или сессии - получить ощущение окончания какого-то этапа на этом бесконечном Пути.

- Каким является мастер высшей категории, что это за человек?

- В первую очередь это тот человек, который может помочь вам в ваших упражнениях. Такие люди обладают большим чувством стиля. Чтобы стать мастером необходимо знать очень много «смежных дисциплин». Мастер подбирает обстановку и создает атмосферу на занятии. Подбирать обстановку значит учитывать каждую деталь: от свитков до цветов (тябана). Мастера обладают уникальными знаниями о чае, керамике, литературе, истории и т.д. Иными словами, это осведомленные и очень образованные люди. Сочетание сезона, свитка и чайных чашек - все это надо знать, понимать. На обучение этому уходит много времени. Самые выдающиеся мастера получают исключительные звания за вклад в развитие и распространение Духа чайной церемонии.

- Насколько важен собственно характер мастера, его человеческие качества, обаяние? Вот, скажем, до Сэн Рикю было немало выдающихся мастеров чайной церемонии и даже тех, кто провозглашал простоту главной идеей чайного действия, но почему именно он стал учителем на все времена.

- Обаяние очень важно. О Сэн Рикю одним словом не скажешь, с него началось серьезное отношение к церемонии. Чай, как вы помните, был изначально лекарством, к нему был ограничен доступ. Он создал форму занятий церемонией. Заслуга его в том, что он оформил чайную церемонию в церемонию, задал стиль.

- Важно, значит, мастеру понимать психологию людей?

- Важно дать раскрыться человеку естественным образом.

- История Сэн Рикю говорит о том, что он был своим у сильных мира сего и они в нем нуждались?

- Ну, пример с Сэн Рикю неоднозначен, это был сложный человек. Приглашая на свои чайные церемонии даймё он не в последнюю очередь звал их обменяться важной для них и себя информацией или просто послушать, что они говорят. Он был успешный купец, отлично разбирался в антиквариате, хотя и монахом он тоже был.

- Получается, мастера чайной церемонии нужны современному обществу так же как, скажем, и психологи?

- Раньше мастеров садо было мало, в современном мире в общем-то любой упорный желающий может добиться получения лицензии на преподавание. К сожалению, несмотря на то, что есть немало хороших мастеров, у них нет учеников. К моему счастью, у меня они есть, и я благодарю судьбу за это. Люди ищут отдохновения, и они могут его получить на занятиях.

- Может, современным людям кажется, что все мастера чайной церемонии привержены прошлому, старине?

- Такого нет, чайной церемонией сейчас занимаются многие в качестве хобби, можно сказать, что последнее время стало больше людей, в том числе молодых, которые выбирают мир чая для проведения своего свободного времени.

- Если чайная церемония стала хобби, что люди в нем ищут?

- Умиротворение. Самовыражение. Духовную практику. Поиски самого себя.

- Стало быть, мастеру нужно иметь в своей душе мира с избытком, чтобы делиться им со своими учениками?

- Да, совершенно верно. Я стараюсь блюсти мир и покой в сердце, иначе я не должна идти к людям.

- Как Вам это удается?

- Я контролирую свои эмоции. К этому приходишь только с годами. Это связано с дзэн. Особенно нельзя впадать в панику. Надо беречь мир в сердце, папа говорил, что, если у меня на душе неспокойно, я не должна заниматься чайной церемонией, это влияет на все.

Мы очень много говорили о папе Тагути-сэнсэй во время встречи, пожалуй, только у такого отца могла состоятся такая сложная натура как наша сэнсэй. Волевая женщина с очень прямым взглядом, которому можно только подчиняться, и на удивление милым голосом, и заразительным тихим смехом, и потрясающим чувством юмора - как это все уживается в ней? Ничто так не привлекает в людях как контраст возможностей. Она - наглядная иллюстрация японской поговорки «умный ястреб когти прячет». Под когтями я подразумеваю недюжинный ум и проницательность, стремление к обучению и поразительную легкость усвоения нового материала. Ей любопытно, она вас изучает и из этого чувства создает атмосферу своей чайной церемонии.
Демократизация церемонии - когда мастерами стали признаваться женщины - пошла ей на пользу. Благодаря им с этим ритуалом смогли познакомиться многие люди, а не только монахи или сильные мира сего. Нельзя сказать, что Тагути-сэнсэй пришла в этот мир чая, она в нем родилась и выросла под чутким присмотром своих родителей потомственных мастеров чайной церемонии.

- Тагути-сэнсэй, я слышала, Ваш отец был незаурядный человек…

- В нашей семье все всё время учились чему-то, учили других. Папа был иэмото (глава школы) в сэнтя (листовой зеленый чай). Маття (порошковый зеленый чай) имеет историю более трехсот лет, иерархия школ маття уже сложилась, а папа был новатор, ему нужна была самореализация, поэтому он остановил свой выбор на сэнтя. Папа хорошо разбирался в камбун (старый литературный китайский язык), читал древние свитки и тексты, как мало кто умел. Прежде чем возглавить свое собственное направление он досконально изучил все основные школы чайной церемонии. Понимая, что мир этот сугубо иерархичен и строг, он попытался создать нечто, что совмещало бы изучение и удовольствие. Он был очень свободолюбив и не хотел никого лишать этого чувства. Ему показалось, что на основе сэнтя можно создать такую атмосферу непринужденного изучения Пути чая. Отец кроме необходимых для чайной церемонии каллиграфии, тябана, литературы, декоративно-прикладных искусств изучал к тому же и боевые искусства. Его часто звали на различные чайные церемонии высокого уровня, однажды на такой встрече заслуженный мастер попросил папу разъяснить, что написано на свитке, так уважали его знания. Но папа занимался церемонией в свое удовольствие, не стремясь занять в этой иерархии какого-либо места, сохранить независимость, что очень сложно в этом формализованном мире.

- Что говорил Вам отец, чем вы руководствуетесь до сих пор?

- С детства он был для меня примером, я подражала ему во всем, выросла в атмосфере чайной церемонии. Перед тем как серьезно взяться за изучение садо я занималась танцами, но это не просто традиционные танцы, а близкие к хореографии театра Но. Пение вместе с танцевальными движениями. (У мастера должна быть твердая рука и прямая спина во время церемонии, наверняка папа преследовал цель помочь дочери натренировать тело - прим. О.С.). Папа всегда был добр к людям, никогда не выказывал своего раздражения или неприятия кого-либо. Его в ответ очень любили. К тому же он был красивый, высокий и статный. Папа мне всегда говорил, никогда не выражать недовольства людьми, не говорить плохого о людях никогда.

Такое напутствие было очень важным в традиционном образовании. Делать то, что должно, иначе репутация дома пострадает. В современном обществе это постепенно уходит. Даже в мире чая появились примеры, когда люди себя не сдерживают. Возможно, для европейского общества в этом нет ничего нового или удивительного. Там принято не замалчивать ничего и открыто выражать свое недовольство. Японцы же зависят друг от друга и более всего ценят атмосферу сотрудничества. В Японии некуда было убежать от плохой репутации, ее нужно было блюсти. Ну, куда ты уедешь? Ну, из Осака в Токио, но и там тебя настигнет твое прошлое.

- Популярность чайной церемонии в виде хобби не лишает ее глубины?

- Молодежь, которая сейчас приходит на мои занятия, не ищет глубин, но хочет умного и приятного общения. Со временем они сами понимают, что чем глубже ты заглядываешь в суть предмета, тем больше интересного тебе открывается в нем. Они идут вслед за своим любопытством. К тому же чай великая сила, даже если вы пришли после работы и очень устали, стоит угоститься вагаси (японские традиционные сладости к чаю), выпить чай, и силы радоваться жизни вновь вернуться к вам.

Необязательно грузить себя сложными вещами. В том же буддизме говорится, что на четыре горести, выпадающие на долю человека (生 - жизнь сама по себе нелегка, 病 - болезни, 老- старость, 死 - смерть), мы отвечаем четырьмя эмоциями, помогающими нам выжить в этом мире (喜 - удовольствие, 怒 - гнев, 哀- грусть, сострадание, 楽 - веселье). И это касается всех, все люди перед испытаниями судьбы равны.

- После проведения летом 2015 г. в Государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга и Пушкинском музее Москвы выставки «Керамика Раку: космос в чайной чашке» интерес к чайной церемонии и японской керамике в России укрепился среди любителей японской культуры. Кстати, в связи с открытием филиала Эрмитажа в г. Владивостоке в ближайшее время, мы тоже будем надеяться на проведение подобных выставок у нас. Сэнсэй, почему старые чашки представляют собой такой интерес?

- По-настоящему ценные чашки очень легкие, приятные на ощупь, хорошо ложатся в ладони, к ним приятно прикасаться губами. Шедевры сделаны вручную, они становятся потом объектом для копирования последующими поколениями. Все предметы, участвующие в чайной церемонии очень дорогие, к ним относится необходимо бережно. Начать практиковать чайную церемонию без специального инвентаря невозможно, поэтому мы понимаем, как сложно Марине, сколько требуется вложений в этот процесс.

- Как Вы видите перспективы Клуба «Итиго итиэ» в будущем?

Возможности Владивостока в развитии чайной церемонии очень большие особенно при таких увлеченных членах клуба. Сейчас важно запомнить форму, а со временем придет естественность и легкость. Ничего сложного в этом нет, надо уметь чувствовать природу и сделать чайный ритуал частью своей жизни, например, любоваться на даче красными листьями в атмосфере чайной церемонии. А насколько чайная церемония важна в современной жизни, мнения об этом хотелось бы услышать от самих членов и друзей Клуба во Владивостоке при следующей встрече.

http://www.jp-club.ru

тя но ю, чайная культура, Ча Дао, традиции, философия чая, Япония, Сэн-но-Рикю

Previous post Next post
Up