Глоссарий японских и китайских терминов V

Dec 10, 2016 13:18

Обаку - школа буддизма дзэн (кит. "чань"), привнесенная в Японию из Китая в середине XVII века (предположительно, в 1644 году монахом по имени Ицунэн). Школа Обаку отличается синкретическим сочетанием доктрин классического чань-буддизма и некоторых догматов Школы Чистой Земли (яп. "Дзёдо").



Нара Сансай юноми с крышкой 1980х годов, ~ 230 мл. Поставляется в оригинальном подписанном томобако. Сделана мастером Касукэ


Окимоно (дословно: вещь, которую ставят) - керамическая пластика, декоративная скульптура малых форм, в основном для ниш токонома или алтарей; в более широком смысле - любые изделия для декора интерьера, миниатюрная пластика, резьба по кости или дереву, статуэтки.

Оо-гама - круглая печь для обжига крупных изделий, покрытых красной глазурью, с диаметром внутренней камеры около 140 см; топливом для печи является сосновый хворост.

Осики - поднос.

Ракан (от санскрит. архат) - традиционное название первых последователей буддизма, вышедших из "колеса перерождений" сансары (феноменального мира) и ставших божественными защитниками буддийского закона. В соответствии с традицией, насчитывалось 500 архатов, но обычно изображается 16 (в Китае - 18), без специфической индивидуализации каждого.

Родзи (дословно: "росистая земля") - сад с тропинкой, выложенной камнями.

Роиро - вид декора лаковых изделий; чёрный глянцевый лак.

Рэкию - белая глазурь.

Саби - одна из принципиальных категорий японской традиционной эстетики. Понятие саби появляется в литературных памятниках VIII века, где означает "быть заброшенным, покинутым, безлюдным", позднее приобретает значение "быть старым, покрытым патиной или ржавчиной". Саби - это красота, трогающая душу следами времени, неяркой и печальной прелестью старины, одиночеством, вызывающая меланхолическое настроение и размышления.

Сайкумоно - декор керамических изделий высоким рельефом и налепными скульптурными деталями, создаваемыми ручной лепкой (в отличие от рельефного декора штамповкой).

Сакадзуки - маленькие чашечки для сакэ (или других спиртных напитков) цилиндрической или пиаловидной формы.

Сакэноми - маленькие чашечки для сакэ, также их называют сакадзуки.

Самэ-хада (дословно: "кожа ската") - 1. Кожа акулы или ската, используемая в декоративно-прикладном искусстве Японии, в том числе для обтяжки рукоятей и ножен холодного оружия. 2. Особый прием глазурования керамических изделий, при котором глазурь скатывается на поверхности изделия мелкими зернами, в результате чего поверхность становится похожа на щкуру акулы. Этот прием характерен для изделий из темных керамических масс, созданных в провинции Сацума.

Сань-цай, сансай (кит. санцай)- керамика, покрытая глазурями трех цветов; первоначально подобные изделия производились в Китае в эпоху Тан (618-907), в качестве красителей использовались оксиды меди, кобальта, железа и марганца, в качестве плавня для низкотемпературного обжига (около 800 градусов С) - свинец. В Японии первые изделия сансай появились в эпоху Нара (710-794).

Сара - тарелка, плоское блюдо.

Сватоу - европейское название экспортных китайских фарфоровых изделий, производившихся в Чжанчжоу (провинция Фуцзянь) в XVI-XVII веках для ближневосточного рынка и стран ЮВА. Европейское название происходит от искаженного произношения названия порта Шаньтоу на севере провинции Гуаньдун, через который фарфор вывозился из страны.

Селадон - обобщенное название керамических и фарфоровых изделий, покрытых зеленой глазурью разных оттенков - от оливково-зеленого до почти бирюзового; первоначально в Китае так называли изделия мастерских Лунцюань южной провинции Чжэцзян, а также мастерских Яочжоу на севере Китая. Зеленый цвет получали введением в глазурь полевого шпата с восстановлением окиси железа при высокотемпературном обжиге.

Сёин-тя (дословно: "чаепитие в гостиной") - чаепития, ставшие популярными в 20-30-х годах XV века в кругах военно-феодальной элиты. Характерной чертой этих чаепитий было использование китайской чайной утвари и любование китайскими картинами и предметами искусства. Японские вещи допускались в том случае, если они соответствовали представлениям японской знати о китайской эстетической традиции. Во время таких собраний гостям предлагали зеленый чай маття, приготовленный так же, как и в традиции тя-но ю.

Сибаяма - вид декора лаковых изделий, названный по г. Сибаяма, префектура Тиба, где появился в эпоху Мэйдзи в мастерской Оноги Сэндзо. Экспортный стиль сибаяма предполагает инкрустацию изделий из дерева, металла и керамики такими материалами, как слоновая кость, перламутр, коралл, черепаховый панцирь, высоким рельефом с фонами в технике маки-э.

Сибуити (дословно: "одна четверть") - сплав серебра и меди широкой палитры цветов, от темно-серого до оливково-серого, в зависимости от доли серебра, которая может достигать 50% сплава.

Сио-гусури (дословно: "солевая глазурь") - глазурь с добавлением морских водорослей и соли.

Сиппоку-рёри (дословно: "еда за столом") - китайские блюда, подававшиеся в китайских ресторанах Нагасаки. Сиппоку - японское произношение китайского диалектного названия стола.

Сирагэсё - белый ангоб.

Сиро-сацума - изделия, созданные в провинции Сацума из светлых каолиносодержащих глин.

Сируцуги - кувшинчики, в основном для соусов, близкие по форме к чайникам.

Ситадзи - заготовка для чаши: только что вылепленное, неглазурованное и необожженное изделие.

Согата - ваза или сосуд в форме китайского ритуального сосуда цун (в японском произношении со), декорированные триграммами.

Со-гусури - способ покрытия глазурью всего изделия целиком.

Сомада - вид декора лаковых изделий, назван по имени мастеров династии Сомада, известной с XVIII века. Стиль сомада предполагает инкрустацию тонкими пластинами перламутра, кости, золота.
Полихромный узор из перламутра разных оттенков и других материалов располагается, как правило, на фоне чёрного лака.

Суйтю - кувшин для свежей воды, из которого вода переливалась в сосуд мидзусаси.

Суйхи - способ очистки керамической массы многократной фильтрацией жидкого состава (шликера) через рисовую солому. Солома задерживает крупные частицы глины, позволяет получить пластичную тонкодисперсную керамическую массу без примесей.

Суми-э - японская разновидность китайской живописи суйбоку-га (живопись тушью, монохромная или с небольшим количеством цвета); получила большое распространение в Японии с XIII века как элемент дзэнской художественной культуры.

Суна-гусури (дословно: "песочная глазурь") - глазурь с добавлением песка для появления эффекта шероховатой поверхности.

Суритя - перетертый чайный лист, от маття отличается более грубым помолом и наличием в сырье стеблей и прожилок листа; такой чайный лист также называют тэнтя.

Сэйдзи - селадоновые изделий как китайского происхождения, так и местного производства.

Сэйфурю, фурю (дословно: "(истинная) элегантность, утонченность") - философско-эстетическая категория, связанная с китайской интеллектуально-художественной культурой эпохи Тан.

Сэмбин - керамический или металлический сосуд для холодной воды с высокой арочной ручкой. Форма сэмбин также использовалась для миниатюрных фарфоровых и керамических чайников для заваривания чая.

Сэнтя - собирательное название для ряда самых популярных сортов зеленого чая в Японии; включает несколько разновидностей, различаемых по времени сбора чайного листа. Сэнтя может использоваться как повседневный напиток, но также (наряду с гёкуро) - как чай для церемонии сэнтядо.

Сэнтядо - чайная церемония приготовления и питья листового зеленого чая.

Сэнтя-тэмаэ - способ заваривания листового зеленого чая, при котором листья опускаются в кипящую или горячую воду ( в отличие от метода энтя-тэмаэ).

Сэппуку (или харакири) - ритуальное самоубийство, совершаемое самураем добровольно для сохранения чести и демонстрации мужества или по приговору (более уважительная форма смертной казни для привилегированного сословия).

Сю-гусури (дословно: "киноварная глазурь") - метод глазурования, когда в процессе обжига на черной глазури, в состав которой входит медь, проступают красноватые пятна.

Сю-нури - лак матово-красного киноварного цвета.

Сякудо (дословно: "красная медь") - сплав золота и меди, в основном черного цвета с фиолетовым отливом. Содержание золота в сплаве - не менее 5%.

...Продолжение следует
Первая часть
Вторая часть
Третья часть
Четвертая часть

чайная культура, чайная церемония, керамика, Япония, Китай

Previous post Next post
Up