«Росистая земля» - родзи…V

Oct 28, 2016 10:17

Растения чайных садов

Среди деревьев, растущих в родзи, большую часть составляют вечнозелёные растения. Их листва, проходя неизменной через все метаморфозы времён года, выражает сущность горных пейзажей, столь привычных жителям японских островов.

Из хвойных деревьев наиболее живописны сосны, являющиеся одним из символов Японии, говорящем о несгибаемом мужестве и стойкости её народа, но также передающие настроение уединения, молчания. Много и других хвойных, таких, как криптомерия, живущая сотни лет и издревле высаживаемая у храмов и священных мест. Почитается и кипарисовик, живущий более 2000 лет, священное дерево. Интересна и пихта, особенно отличающаяся необычной хвоей пихта зонтичная. Будучи посажены группой, без акцентирования индивидуальных особенностей, эти деревья передают атмосферу глубины гор.




Растут в родзи и широколиственные вечнозелёные деревья. В частности, имеется группа растений, таких, как тернстремия, дубы, которые формируют его целостный облик. Особый интерес представляет дистилиум кистевидный. На его листьях и ветках могут появляться галлы, напоминающие плоды инжира. Шуршание миллионов личинок, шевелящихся в этих галлах и грызущих их стенки, напоминают, по мнению японцев, прекрасные звуки флейты. Интересен также падуб широколистный, на листьях которого в монастырях раньше часто писали копии сутр. Если поднести к листу небольшой огонь, на нём проявляется орнамент в виде тёмно-коричневых окружностей. По этим узорам в старину занимались предсказаниями.

Под высокими деревьями живут растения, выносящие тень - дендропанакс трёхнадрезный, аукуба японская, обладающая лекарственными свойствами, фатсия японская, также лечебная, и другие.

При наступлении осени, а потом зимы, вечнозелёные растения не меняют своей окраски. Только благодаря их сочетанию с алой листвой таких растений, как бересклет крылатый и энкиантус почкочешуйный, или с красными плодами аукубы японской, скрывающимися под сенью густой зелени, родзи посещают перемены, красоту которых трудно переоценить. Прекрасна и алая листва клёнов, но они слишком скоро сбрасывают её, причём делают это одновременно, словно сговорившись, чего не скажешь о бересклете и энкиантусе. Бересклет крылатый замечателен не только своей осенней листвой и яркими оранжевыми плодами, но и необычными пробковыми крылышками на четырёхгранных побегах. Энкиантус же хорош и в белом цветении, возвещающим в апреле о приходе весны.

Но вот осень алой листвы проходит, и наступает зима. Акцент зимнему виду придают созревшие ярко-красные плоды аукубы японской, прижившейся в японских садах с XII века. Правда, хороша и нандина домашняя, обременённая плодами на концах ветвей и словно ненароком выплеснувшая в сад яркие краски, однако чувствуется, что для родзи больше подходят скромные ягоды аукубы. Опустив глаза, можно заметить, что и на ардизии городчатой созревают красные ягоды. Весьма ярки красные и жёлтые плоды саркандры голой. Краснеют, хотя и не слишком заметно, плоды ардизии курчавой, высоко ценимой в старину. В эпоху Эдо стало модным создавать новые сорта этого растения, не только с жёлтыми и белыми плодами, но и с различными листьями - круглыми, морщинистыми, пятнистыми и другими. Надо сказать, что в этот период вообще повысился интерес к садоводству, и стали активно выводиться новые сорта растений, например, хризантемы, становившиеся предметом бурных споров, или новые ипомеи, восхвалявшиеся за свои необычные листья.

В эпоху Эдо тоже высоко ценились ардизия курчавая и ардизия японская, производящие яркое впечатление в заснеженном родзи или саду цубо. Суммы сделок, заключавшихся на этой почве, превосходят всякое воображение.

В XVI веке, в эпоху расцвета «садов даймё», где большим успехом пользовалось всё оригинальное и экзотическое, приобрёл популярность саговник поникающий, произрастающий в диком виде на Кюсю и на Окинаве. Об этом свидетельствуют такие сады, как сад Самбо-ин монастыря Дайго-дзи, сад Ниномару замка Нидзё, сад императорской виллы Кацура, сад храма Нисихонган-дзи. Эти растения придавали особый колорит прекрасным, величественным расстановкам камней, бытовавшим в то время. Проникли саговники и в чайные сады. «Сад саговников» императорской виллы Кацура устроен на участке родзи, где расположена гокосикакэ, скамья под навесом, где гости ждали приглашения к церемонии. В Фусимидзё, замке Тоётоми Хидэёси, имелась дорожка родзи, усаженная одними саговниками. Поскольку саговник поникающий плохо переносит холод, с наступлением зимы его полностью закрывают соломой для утепления. Облик саговников, покрытых пучками соломы для защиты от зимних холодов, увенчанных украшением на макушке, весьма своеобразен.

Чтобы все эти растения не выглядели беспорядочной грудой листьев, следует постоянно следить за их формой, упорядочивая её с учётом целого, принимая во внимание плотность листвы, насыщенность зелени, другими словами, условия видимости в саду. Поэтому японцы говорят «четыре части - посадка, шесть частей - уход». В японском климате развитие деревьев происходит особенно быстро, и если забыть об уходе, сад придёт в запустение. Чтобы избежать этого, нужно владеть высоким искусством «сукаси», искусством придания ажурности кронам деревьев для достижения гармоничного сочетания с хвойными растениями. Кроме того, сукаси замечательно тем, что открывается доступ света к кронам деревьев и осуществляется их проветривание.

С течением времени возникло несколько методов стрижки. В императорских дворцах применялся характерный метод подстрижки высокого класса, называемый «госё сукаси», на небольших пространствах внутри кварталов - «матия сукаси», в храмовых садах - «тэра сукаси». Был разработан особый метод стрижки и для родзи - «родзи сукаси». Его основная идея заключается в том, чтобы, сохраняя образ каждого дерева, основываясь на глубоком проникновении в жизнь растений стараться выявить динамический баланс узоров, которые ткёт каждое из них. Именно «родзи сукаси» позволяет сохранять изначальный облик родзи - облик «убежища отшельника посреди города».

Для садов смешанных деревьев, включающих в себя и листопадные растения, применяется метод «нодзукаси», учитывающий различия в темпах роста разных видов деревьев. Техника «сукаси» принципиально отличается от распространённого с XVII века метода «карикоми», при котором только акцентировали контур растения, придавая ему искусственную форму простым обрезанием концов ветвей.

Если говорить о естественности формирования деревьев родзи с помощью «сукаси», то следует иметь в виду, что в природе заросли вечнозелёных деревьев труднопроходимы и в них царит полумрак, но в родзи этого не ощущается. В чайном саду - это естественность, которую люди издавна создавали своими руками, сажая компактные рощицы из сосны густоцветковой или из криптомерии и пихты, вводя в их среду широколиственные вечнозелёные деревья. Другими словами, благодаря созданию естественного облика путём искусственного подбора элементов и подобающего их формирования, родзи является местом, где вечнозелёные растения выглядят чисто и опрятно.

Мох

Говоря о «росистой земле», трудно не затронуть тему мха. Когда ступаешь в родзи по тобииси, его свежий зелёный ковёр позволяет ощутить мягкую теплоту под ногами. Если добавить к этому папоротник и аспидистру высокую, ещё более почувствуется его прелесть. А что говорить об утренней и вечерней росе, сверкающей и переливающейся всеми цветами радуги на его поверхности! Может быть, на самом деле Рикю и назвал чайный сад «росистой землёй», потому что очень любил сверкание покрытого росой мха?

В эпоху Хэйан мох уже неизменно применялся при создании садовых пейзажей. В знаменитом саду павильона Кингоринъин храма Дайгодзи (874 г.) все искусственные насыпные горки впервые были покрыты мхом. Существует запись 1599-го года о сделанной там горке, изображавшей Фудзияму, где для имитации снега, лежавшего на вершине Фудзи, был посажен «белый мох», принадлежащий семейству леукобриевых. Кроме того, что эти мхи от природы имеют пепельный цвет, при высыхании на воздухе за счёт испарения воды на них образуется беловатая плёнка. Это происходит благодаря наличию в них прозрачных клеток, не содержащих хлорофилл.

Интересны также Бриум серебристый, название которого говорит само за себя. Он может расти не только во влажных местах, но и на сухих почвах. Коноцефал конический, образующий рыхлые обширные дерновины, Гилокомиум блестящий, напоминающий маленькие, до 10 см. папоротнички с золотистым отливом. Японцы называют его ивадарэгокэ - «мох, склоняющийся к скале». Гипнум перовидный, по-японски - хаигокэ - «ползущий мох». Плагиомниум острый с необычными для мха листочками, чем-то напоминающий водоросль. По-японски он называется, почему-то коцубогокэ - «маленький горшок». Трахицистис мелколистный, низенький, 2 - 3 см. мох, раньше обитавший в горах, но постепенно переселяющийся к человеческому жилью. Однако наибольшей любовью в Японии пользуется Кукушкин лён.

При всей популярности мха у него имеется достойный соперник - трава «цойсия японская». Отношения этих двух жителей японских садов, мха и цойсии, напоминают драматические отношения утон­чённой, изысканной хэйанской аристократии и простого, «от сохи» провинциаль­ного самурайства, за которым оказалось будущее. С одной стороны - мяг­кий, нежный, ласкающий взор и руку, если к нему прикоснуться, мох, и с другой - маленькая, но упорная, выносливая и жизнестойкая вечнозелёная цойсия. В природе эта трава растёт в лесной подстилке в горных лесах, но и в садах она всё больше входит в моду. Дело в том, что эта трава удобнее мха как в выращивании, так и в использовании. Мох требует повышенной влажности, дренажа и оптимального количества света. Кроме того, он всё время сырой, и если по нему ходить - промочишь ноги, да и сам мох от этого портится. Цойсия же гораздо менее требовательна и весьма устойчива к вытаптыванию. По ней можно спокойно ходить, не думая о тобииси, без которых не обойтись в садах со мхом. Кроме функциональных преимуществ эта трава имеет и эстетические достоинства. Как пишет Х. Амасаки в своей книге о чайных садах «Дзусэцу тянива-но сикуми», «Когда хочется выразить утончённую красоту глубины гор, полной сельского очарования, лучше, пожалуй, чтобы подстилкой родзи была цойсия с участками низкорослого бамбука. Если там разбросаны опавшие листья, ощущение времени года передаётся ещё сильнее!».

При всей приверженности традиции в саду родзи пусть не слишком заметно, но постоянно реализовались новые творческие идеи, прежде всего, в выборе растительного материала. Это вдохнуло в него новую жизнь, дало толчок дальнейшему развитию. Но в то же время этот маленький сад сумел через все перипетии пронести неизменным изначальный дух «убежища отшельника посреди города».

Что же такое сад «росистой земли»? Магическое место, изменяющее сознание и позволяющее воспринять мир множественности как мир Единого. Пространство духа, материализованное в пространстве сада. Прохождение по пространству сада - динамическая медитация, призванная помочь человеку перейти в это пространство духа. «Росистая земля - это только путь за пределы плывущего мира».

Автор: А.Б. Зайцев
Первая часть
Вторая часть
Третья часть
Четвертая часть

тя но ю, родзи, чайная культура, чайная церемония, Япония

Previous post Next post
Up