«Росистая земля» - родзи…IV

Oct 26, 2016 11:25

Ощущение свободы

Несмотря на всю приверженность родзи традициям, и чайному саду не было чуждо развитие. Особенно это касалось родзи в садах даймё с их более свободным по сравнению с садами вабитя выбором необходимого материала и широкими возможностями в претворении новых идей в организации пространства.




Этой свободой не преминули воспользоваться такие творческие личности, как Кобори Энсю, сказавший новое слово, и не одно, в дизайне родзи. Преобразования коснулись не только планировки сада, в которой стали смелее использоваться правильные геометрические формы, но и «трёх сокровищ» родзи - фонаря, цукубаи и тобииси, для которых стали применяться отёсанные камни, и кустарников, которым придавалась геометрическая форма. Новшества в использовании камней заключались не только в их обработанности, но и в расширении ассортимента пород.

Подавляющее большинство тобииси в родзи гранитные. В эпоху, когда преобладало стремление к красочности, именно «стоическое» пространство «росистой земли» выявляло неброское очарование гранита. Однако одновременно с гранитом были распространены садовые камни из роговика, обладавшего чёрным блеском. Из роговика сделана подставка для мечей чайного павильона Канъинъсэки в храме Дзюкоин, и его контраст с однотонностью тобииси из светлого гранита позволяет лучше ощутить характер камней. Кроме того, получили распространение такие камни, как кристаллический сланец и розовый кварц, применявшиеся, впрочем, и раньше, но не так широко, неоднородные камни с различными включениями и прожилками. Ценился и андезит коричневых оттенков, поскольку он удобно колется плитами. В родзи новейшего времени часто можно видеть гранодиорит, который так же гладок и обладает однородной структурой.

Любовь Энсю к геометрическому дизайну не обошла и растения, которым он стал придавать геометрические формы, продолжая эксперименты своего учителя - Фурута Орибэ. Дизайн, основанный на прямых линиях, приобрёл во времена Энсю большую популярность. Техника «сопоставления естественного и искусственного», привносившая искусственное формирование материала в естественную среду, несомненно, характеризует ландшафтный дизайн этого периода, но и только. После смерти Энсю все его начинания стали постепенно сходить на нет, как чуждые японскому духу. Тем не менее, его идеи не прошли бесследно для японских садов. Именно ему они обязаны прямым дорожкам, гранитным блокам, переброшенным через ручейки в качестве мостиков, гранитным обрамлениям берегов, формированию растений, возродившемуся в Новое время. В Новейшее время стиля «садов даймё» придерживался выдающийся мастер садов Огава Дзихэй (Уэдзи), создававший родзи с открытым пространством, водоёмами и потоками.

Однако в середине XIX века ощущение свободы применительно к родзи стало ослабевать. В начале века сады, которые назывались чайными, так распространились среди народа, что их многообразие стало угрожать самому существованию классической чайной церемонии. Кроме того, начало сказываться произошедшее в середине того же века открытие страны, в результате которого в Японию проникла и стала активно внедряться европейская эстетика. Как реакция на сложившуюся ситуацию стало нарастать стремление ко всё большей стандартизации чайного действа и всех связанных с ним моментов, в частности, элементов родзи.

И всё же, несмотря на все метаморфозы, через которые прошёл чайный сад, неизменной остаётся та роль, которая отводится в нём отображению великой и прекрасной природы, пусть и минимальными средствами. Именно растения, живущие в родзи, создают атмосферу, необходимую для вступления на путь за «пределы плывущего мира», тем более, что в настоящее время чайный сад не может пожаловаться на отсутствие свободы в выборе растительного материала.

...Продолжение следует...
Автор: А.Б. Зайцев
Первая часть
Вторая часть
Третья часть

тя но ю, родзи, Кобори Энсю, чайная культура, чайная церемония, Япония, Сэн-но-Рикю

Previous post Next post
Up