Несмотря на то, что золотые и серебряные чайники гимбин упомянуты в нескольких авторитетных источниках XX века как часть обычного набора чайных принадлежностей сэнтя, заварочные чайники преимущественно изготовлялись из керамики и фарфора. К появлению керамических изделий, подражающих предметам из драгоценных металлов, привели рост авторитета сэнтя и его популяризация в эпоху Мэйдзи.
Фото 1. Чайник кюсу. Япония, середина XIX в. Фарфор; позолота
Ярким примером такой имитации служат два фарфоровых чайника эрмитажного собрания, покрытых позолотой (фото 1 и 2). Форма обоих чайников очень проста и восходит (за исключением наличия боковой ручки) к самым ранним формам китайских металлических и исинских чайников. Выполненные из фарфора чайники покрыты порошковым золотом, что придает поверхности матовость, вид старого золота. Интересно, что, судя по состоянию основания и внутренних поверхностей одного из них (фото 2), в нём не только заваривали чай, но и подогревали на жаровне воду для напитка.
Фото 2. Чайник кюсу. Япония, середина XIX в. Фарфор; позолота
Более современны по форме и декору чайники, в которых золото выступает фоном для полихромного декора. Один из чайников эрмитажной коллекции (фото 3) покрыт жидким золотом с резервами, в которых полихромными красками изображены порхающие бабочки.
Фото 3. Чайник кюсу. Япония, Киото(?) середина XIX в. Фарфор; подглазурная роспись кобальтом, надглазурная полихромная роспись, позолота
Тонкий слой коричневой, жёлтой и чёрной эмалевидных красок с растяжками цвета на крыльях и тельцах насекомых демонстрирует виртуозную технику живописи по фарфору. Роспись дополнена розовой, фиолетовой, зелёной разных оттенков и синей красками, что придает сдержанному колориту декора нарядность. Бабочки были излюбленным мотивом оформления в керамических мастерских Киото, из этих мастерских также могло происходить фарфоровое “бельё”. Внутри, на дне чайника, располагается роспись подглазурным кобальтом. Таким образом, это миниатюрное изделие демонстрирует все возможные способы живописного декора на фарфоре.
Фото 3. Чайник кюсу. Япония, Киото(?) середина XIX в. Фарфор; подглазурная роспись кобальтом, надглазурная полихромная роспись, позолота
Другой чайник (фото 4) также покрыт позолотой, но декор в виде летящих журавлей нанесён очень плотной, рельефной белой, чёрной и красной эмалями.
Фото 4. Чайник кюсу. Япония, середина XIX в. Мастерские Банко. Керамическая масса; надглазурная полихромная роспись, позолота
Стремление к большей насыщенности декором продиктовало мастерам дополнить композицию росписи орнаментальным поясом у основания чайника: он невидим, когда чайник стоит на поверхности стола, но становится заметен при использовании чайника во время чаепития. Качество тонкой и светлой керамической массы и характерные детали формы позволяют отнести этот чайник к изделиям печей Банко.
Фото 4. Чайник кюсу. Япония, середина XIX в. Мастерские Банко. Керамическая масса; надглазурная полихромная роспись, позолота
Очевидно, в конце XIX - начале XX века многие мастерские Японии начали делать чайники, покрытые золотом и декорированные росписью эмалями. Кроме Киото и мастерских Банко такие изделия встречаются и в репертуаре Кутани.
...Продолжение следует...
Авторы: Арапова Т.Б., Егорова А.А.
"Введение к каталогу "Японские миниатюрные чайники в Эрмитаже "
Галерея авторской керамики
WabiPot.com Первая часть Вторая часть Часть III Часть IV Часть V Часть VI Часть VII Часть VIII Часть IX Часть X Часть XI Часть XII Часть XIII Часть XIV