На написание этой статьи меня вдохновил следующий случай: однажды мне выпал шанс увидеть и даже подержать в руках исинский чайник «Гун Чунь» (供春), сделанный мастером Цзян Ань Цин в 1920е годы.
Согласно пожеланиям владельца, я не могу выложить здесь его фотографии. Тем не менее, по мнению мировых коллекционеров высококлассных исинских чайников, никто не мог сделать чайник гун чунь лучше Цзян Ан Цина, даже Ван Инь Чунь, Гу Цзин Чжоу и другие.
Это довольно смелое заявление, ведь за последние века сменилось много поколений знаменитых мастеров и художников. Что же такого сложного в подобной форме чайника и в чем её особенная значимость?
Чайник Гун Чунь из Artxun
Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны вспомнить историю гун чунь и выяснить, откуда взялся чайник такой формы.
Гун Чунь (1506-1566?) был слугой знаменитого ученого династии Мин, У И Шань. Когда они пришли в храм Цзинь Ша в уезде Исин (провинция Цзянсу), у Гун Чуня была возможность наблюдать монаха за изготовлением чайников и посуды. Гун Чунь скопировал изделия монаха и выведал у него некоторые секреты и методы изготовления чайников. На основании изученного, дополненного в дальнейшем собственным опытом и интерпретациями, он создал легендарный чайник гун чунь, который так и не был превзойден в копиях.
Если посмотреть на музейную копию чайника, который предположительно был сделан самим Гун Чунем, или же на работу Цзян Ан Цина, и мысленно убрать крышечку, носик, ручку, срезать немного верхушку, то…совершенно неожиданным образом в ваших руках окажется своего рода чаша Раку!
Когда Гун Чунь оставил сушиться свою работу на солнце, глина несколько усохла, в результате чего поверхность чайника покрылась трещинками. Он оказался деформированным в нескольких местах, с естественными искажениями по всему телу чайника (его ручке, носику и т.д.). Очевидно, он был вылеплен вручную, без использования гончарного круга. Разглядывая его природную красоту, начинаешь понимать, что создатель чайника не стремился при этом сделать его похожим на пенёк или на древесный кап.
Фигурка Гун Чуня от Сюй Сю Тан
Чайник гун чунь - один из очень и очень немногих исинских чайников, принципы изготовления которых восходят к концепции у вэй.
99.999999999999% всех исинских чайников на протяжении столетий и по сей день создаются из стремления добиться совершенства в подражании природным объектам, растениям, животным, идеальным геометрическим формам и так далее. Мастера Ван Цзинь Чунь, Гу Цзинь Чжоу и Шао Да Хэн и многие другие веками старались приблизиться к вершине или даже достигали совершенства в форме, духе, Ци, обжиге и т.д.
Если загуглить «у вэй», появится много связанных с даосизмом материалов. Но в сущности у вэй необязательно сопряжен с религией. Религия и классификации - это ограничения, созданные человеком. Понятие у вэй связано с практикой не-деяния, которая при этом не подразумевает пассивности; это избегание причинности и не-причинности. Оно не подвержено причинам или условиям, независимо в своем возникновении и воспринимается как нечто естественное.
Эта же концепция стоит в центре того, что японцы полагают эстетикой ваби-саби. Согласно дзэн-буддизму, предмет обладает подобной эстетикой в том случае, когда он может пробуждать особенное переживание ваби-саби, или когда наблюдатель может разглядеть у вэй в объекте.
Монастырь Цзинь Ша во времена династии Мин был именно дзэн-буддийским. Гун Чунь, должно быть, попал там под влияние философии дзэн, да и местный монах делал чайники и чайную посуду на основании дзэнского подхода, а потому неудивительно, что чайник Гун Чуня выглядит подобным образом.
Продолжение следует...
ИсточникПеревод выполнен "
Домом Живого Чая"
Найти для себя что-то неповторимое чайное можно на нашем сайте авторской керамики
WabiPot.com или поучаствовав в
розыгрыше (первая запись в группе)