Керамическое искусство на Тайване. Единство с Природой

Jan 22, 2015 20:48

Существующие методы освоения чая в большей степени могут быть классифицированы по двум основным признакам - научно направленные и построенные на интуиции.

Несмотря на колоссальную вариативность категорий методов, большая часть все же сфокусирована либо на изучении производства, истории и ценности чая, либо упор делается на эстетическом и духовном переживаниях, вызванных к жизни чаем и осознанием Пути Чая, Ча Дао (кит. 茶道). Разумеется, такие подходы по сути своей являются взаимоисключающими, и более целостное понимание чая будет обнаружено в той самой точке, словно бы это был населенный пункт, где пересекаются два пути - научный и построенный на субъективных ощущениях.

Чэнь Ци Нань, пожалуй, играет роль главы такого города, населенного пункта. Его работы наполнены страcтной увлеченностью, энтузиазмом и художественной целостностью, охватывающие дух природы и безмолвный Дао, Путь. Господин Чэнь объединяет эстетику и ключевые научные познания, внося особое назначение в приготовление чая. Гармония красоты и функциональность принесли господину Чэнь и его трудам славу на Тайване.




Г-н Чэнь родился в южной части острова Тайвань в округе ЦзяИ. Закончил университет по специальности инженера-электромеханика, положив начало успешной карьере и благополучному созданию семьи. В возрасте 27 лет господин Чэнь стал посещать занятия по гончарному делу Мастера Чин Хуа. «Тогда, когда я впервые прикоснулся к глине, в глубине моей души что-то тихо отозвалось».



По мере продвижения и развития в изучении керамического искусства г-н Чэнь заметил угасание интереса к жизни и карьере, и в 1994 году он принял решение попытаться начать зарабатывать на жизнь этим искусством. Он открыл студию «Eight Piece Ceramic Art Studio» совместно со своей супругой и шестью друзьями. Последующие несколько лет нелегко дались г-ну Чэню. «Необходимо страдать за свое искусство», - сказал он и засмеялся.

Все друзья к тому времени закрыли свои лавки и вернулись к прежней деятельности, не получив вознаграждения за искусство. Семья г-на Чэня также столкнулась с финансовыми трудностями в тот период. Они были вынуждены продавать на придорожных стендах или на рынке даже такие практически необходимые в быту вещи как тарелки и чашки, и когда им уже едва удавалось сводить концы с концами, глава семейства в конечном итоге вернулся к работе инженера, однако, сейчас он признает, что «его душа совсем не лежала к этому». Но однажды г-н Чэнь окончательно понял для себя, что будь то дождь, или солнце, его жизнь обязательно будет иметь художественную направленность. «Годы практики ЦиГун научили меня быть чувствительным ко всему, что происходит внутри меня, к моему внутреннему миру. Я выбрал жизнь без сожалений».



И когда он вложил все свое сердце и душу в искусство без каких-либо ожиданий на финансовое вознаграждение, внимание жителей Тайваня стало потихоньку обращаться в сторону г-на Чэня. За последние несколько лет он отметил стремительное улучшение дел. Он не только получил признание и награды за свои керамические изделия и чайную утварь, но также его уникальные нововведения в производстве захватили интерес чайных экспертов со всего Тайваня.

Внешнее в работах мастера само по себе очевидно, но интеллигентность, экспериментаторство и бесконечные часы, проведенные в глубоких размышлениях, скрытые за новаторством, увидеть с первого взгляда гораздо сложнее.

Господин Чэнь рассказал, что он начал с фундаментального знания о том, что вода - наиважнейший аспект в приготовлении чая. Ввиду ограниченного доступа к чистой воде из хороших горных источников, он решил изобрести такой чайник, который позволил бы улучшать качество воды. Г-н Чэнь экспериментировал с сотнями разновидностей глины, смешивая породы из различных регионов с разным количеством песка и камня. В конце концов, он создал очень пористую глину, которая не только великолепна в силу своей редкости, но также она отличается от обычной крепкой структурой и способностью держать высокую температуру как раз за счет пористости.



«Горные камни, песок и глина способны изменять свое качество при взаимодействии с водой. Даже если оставить водопроводную воду в нержавеющем стальном чайнике и в одном из моих глиняных на несколько дней, в последнем вода станет совершенно другой». Г-н Чэнь говорит о том, что изменения привносятся уникальным составом глины и ее высокой степенью пористости. Мастер также замечает мягкость и сладость в воде, приготовленной в его чайнике.

В дальнейшем г-н Чэнь испробовал на практике несколько способов подогрева воды и выяснил, что вода, приготовленная на углях из натуральной древесины (особенно твердых пород), обладала лучшими качествами. Среди всех опробованных разновидностей угля, г-н Чэнь предпочитает сделанный из ветвей длинноствольного дуба, но особенно интересен импортируемый уголь из Малайзии, поскольку, на взгляд мастера, этот уголь «обладает приятным ароматом, быстро подогревает воду и обладает хорошей Ци».

Поначалу было сложно создать глиняную печь, способную выдержать жар углей, но после нескольких проб и ошибок, г-н Чэнь придумал оригинальный способ применения своей глины и создал толстые перегородки, ограничивающие доступ сильного жара. Затем он нанес слой другой породы глины, позволяющей выдерживать высочайшие температуры в печи. «Опыт работы инженером-электромехаником очень помог мне, когда я начал разбирать свои печи и создавать собственные режимы контроля, поэтому мне удалось отрегулировать температуру до желаемой в процессе обжига».

Г-н Чэнь также упомянул, что чаще всего он использует дровяные печи, особенно для изготовления значимых художественных работ. Мы и сами заметили, что сочетание специальной печи и чайника действительно создают удивительную воду для заваривания чая. Но особые чайник и печь не только удерживают жар и сохраняют высокую температуру воды, но они также привносят нежную сладость во вкус чая, делая его текстуру мягкой. Мы также продегустировали водопроводную и ключевую воду, одинаково приготовленную в чайнике г-на Чэня на углях из твердых пород древесины, и к удивлению своему обнаружили, что на вкус они были практически неразличимы. Кажется, что камни в глине минерализуют воду, подобно тому как бамбуковый уголь обогащает воду минералами.

Инженерные аспекты проработаны, теперь г-н Чэнь мог сфокусироваться на продумывании эстетических сторон в изготовлении по-настоящему особенной чайной утвари. Он всегда точно знал, что его чайники для воды и для заваривания чая должны иметь натуралистичный облик, который бы связывал человека во время пития чая с горами, деревьями и реками - Дао и духом Неба и Земли.

Все смеси из камней, песка и пород глины, с которыми мастер экспериментировал, были собраны в источниках им самостоятельно. «Я отправлялся в горные походы каждый день в течение нескольких лет. Двое моих сыновей ежедневно составляли мне компанию, когда были помладше и еще не ходили в школу. «Дошкольное образование на Природе» - так мы называли наши путешествия».

Когда г-н Чэнь осознал, что недостающим элементом в его художественных работах было дерево, он начал экспериментировать с различными корнями, стеблями и веточками, включая их как неотъемлемые части в целостную идею своих произведений.

«Потребовалось какое-то время и много допущенных ошибок, перед тем как удалось освоить и начать контролировать поведение дерева. Во-первых, мне нужно было досконально изучить горную местность и найти в ней интересные породы дерева. Дерево должно быть живым, а значит - более гибким и податливым, что позволяет слегка его согнуть». Вторая трудность заключалась в том, чтобы понять, как присоединить частичку дерева к обожженному чайнику. Мастер безоговорочно был уверен в том, что в его работах не должно быть никакого клея: они всецело должны быть естественными, оставаясь близкими к природе. Прибегнув к своей креативности и изобретательности, г-н Чэнь разработал уникальное керамическое клеящее вещество, сравнимое с цементом, которое он стал использовать для присоединения деревянных ручек к чайникам для приготовления воды и для заваривания чая. Результатом стало поистине ошеломляющее сочетание дерева и горы, воды и огня - то, что осознанно воспринимается и высоко одобряется всеми ценителями чая.

Чайники, печи, заварочные чайники и другие изделия, созданные рукой мастера Чэня, в своей оригинальности повлияли на форму и назначение эстетики и приготовления чая. Мы обнаружили, что маленькие чайнички г-на Чэня особенно хорошо подходят для заваривания в них Пуэров. По своим качествам они даже немного превосходят исинскую керамику, являясь прекрасными образцами достойной коллекции.

Эти чайники хранят в себе природную простоту, сообщающуюся с сердцем чайного действа, а горячая вода, которая в них готовится, делает любой чай еще лучше. Великолепие созданных мастером предметов искусства не может прервать чайное действо, но оно может оживить наши чувства и направить к медитативному взаимодействию с Природой. Глотка сладкой воды было достаточно для того, чтобы в один миг сделать автора безмолвным…

По материалам статьи Michael Yang, «Chen Qi Nan, a Teaware Engineer; Design and Aesthetic Married»; «The Art of Tea», №2 (Перевод чайное сообщество www.Chaism.pro).

Мастер, Ча Дао, Тайвань, глина, Чэнь Ци Нань, керамика

Previous post Next post
Up