Логотипы Штатов: Право против дизайна

Dec 26, 2010 22:16


Артемий Лебедев замутил тему логотипов Штатов. В смысле, не Соединенных Штатов в целом, а каждого отдельного Штата. Тема любопытная, особенно в контексте ведущегося на страницах журнала ТДТ и в нашем блоге разговора о региональном и муниципальном брендинге.


Итак, вот здесь плакат с логотипами Штатов, опубликованный в блоге Артемия Лебедева.

А теперь наше примечание. Представленные на плакате логотипы разного качества, это очевидно. Есть ставшие классикой решения, такие как не раз обсуждавшийся нами логотип I Love NY или относящийся к редкой породе наших любимых брендов-каламбуров CONNENCTICUT с выделенным из названия Штата глаголом Connect. Есть эстетский логотип Штата Вашингтон (USPS-аббревиатура которого - WA), признанный экспертами самым современным региональным логотипом EXPERIENCEWA.COM/BETA 1.0, с которым теперь, впрочем, конкурирует логотип Сочинской Олимпиады. Но есть и дежурные логотипы, которые вообще заведены только потому, что положено завести логотип Штата.

Вот здесь и требуется пояснение, особенно в связи с тем, что Артемий Лебедев, будучи дизайнером, довольно жестко критикует логотипы Штатов именно с точки зрения дизайнерских решений. Вот что он пишет:

«Тут хорошо видно, насколько Америка стилистически созвучна нам со своим тупотным провинциальным дизайном. Совок ведь в Америке не только в быту, но и в дизайне особенно».

Насчет оценки степени совковости американского быта спорить не будем, во всяком случае, не здесь и не сейчас, а вот о причинах «тупотности» дизайна кое-что поясним.

Фокус в том, что в Штатах не романо-германская система права, как у нас и в континентальной Европе, а англо-саксонская, где источником права служит не только и не столько закон, сколько традиция и судебный прецедент. И еще там все со всеми судятся за свои авторские и смежные права. Поэтому даже простое использование названия штата в названии организации сопряжено с рядом проблем. Это у нас может быть водка «Московская», водка «Нижний Новгород» и водка «Уржумка», а по ту сторону Земного шара порядки несколько иные.

Поэтому у Штатов должно быть не просто название (записанное в законе), но специфический способ написания названия. И вот от этого-то самого специфического способа написания названия Штата и должны отличаться способы использования названия Штата в названиях организаций.

Попросту говоря, если возникает сомнение в правомерности использования названия Штата в названии банка, хоккейного или баскетбольного клуба, общества любителей кошек или зеленого чая, то судья спросит экспертов, в том числе, и дизайнеров, насколько способ написания названия штата в названии организации отличается от специфического способа написания названия штата в официальном логотипе.

Так что получается, что чем «тупотнее» официальный логотип, тем больше свободы творчества у дизайнеров, создающих логотипы для коммерческих и некоммерческих организаций. И «тупотный» логотип - это своего рода шаг навстречу региональному бизнесу и региональной общественности. Шаг малюсенький, но, что называется, знаковый. Конечно, гораздо важнее такие решения, принимаемые в Капитолиях Штатов, как, скажем, наименее прогрессивная шкала налогообложения и отсутствие налога на прибыль корпораций (штат Вашингтон) куда важнее для привлечения инвесторов и развития инициативы собственных граждан, но и логотип, который не мешает творить собственные логотипы с использованием названия штата, это тоже аргумент. Поэтому мы и наблюдаем такую поляризацию в качестве логотипов. Бизнесу и общественности удобно, чтобы логотип был или совершенно простой, как Nevada с лигатурой, или уже настолько наворочанный, чтобы ни один суд не углядел даже случайных совпадений с ним ни в одном коммерческом логотипе (как в том же Штате Вашингтон).

Поэтому логотипы Штатов зачастую штука формальная и намеренно примитизированная. И, кстати, на практике эксплуатируются только логотипы нескольких Штатов, причем это как раз креативные логотипы, разработанные как инструмент позиционирования со всеми вытекающими последствиями (примеры - уже упоминавшиеся логотипы Нью-Йорка и Коннектикута). А для визуальной идентификации Штатов используются их двухбуквенные USPS-аббревиатуры (нечто подобное и нам было бы неплохо завести), а также флаги и государственные печати, причем печати-то и выполняют многие функции региональных логотипов.

В качестве примера приводим репосты флагов и печатей нескольких штатов (не совсем приводим, а догрузим их несколько позже, поскольку сегодня город, где мы находимся, накрыт непогодой, и мобильная связь работает плохо, а мобильный Интернет не позволяет прокачать картинки). Хотя вообще-то лучше просто зайти на статью про Штаты в англоязычной Википедии и с нее заглянуть на странички каждого из Штатов, а уже на них внимательно рассмотреть флаги и печати и прочитать их официальное описание. Очень поучительное занятие. Хотя наш друг и эксперт по части геральдики и эмблематики Евгений Дрогов раскритикует эти флаги и печати со своей профессиональной точки зрения ничуть не меньше, чем Артемий Лебедев критикует логотипы Штатов. Но это уже тема другого разговора.

Региональный бренд, Репост, США

Previous post Next post
Up