Неотвратимое наступление «цифрового Альцгеймера»
Нечего на цифру пенять, коли память крива
Человеческая цивилизация заворожено смотрит на стремительное наступление «цифрового века» и, как любопытный ребенок, играет во всё новые и новые игрушки, которые соблазняют его буквально ежедневно. Сейчас практически не осталось ни одной сферы человеческой жизни, куда бы ни ворвались цифровые или IT-технологии. Уже пошли сообщения о первых 3D-принтерах, встроенных в мозг микрочипах, а «умные дома» и «умные автомобили» - обычное явление выставок и презентаций. Футурологи не успевают за разработчиками предсказывать, что и когда нас ещё ждет. Но всё ближе один прогноз, вернее диагноз - наступление «цифровой амнезии», «темного информационного века», наступление «цифрового Альцгеймера».
Уже сейчас практически каждый, кто тем или иным образом связан с «цифрой», может обнаружить, что безвозвратно потерял когда-то набранный текст, где-то «сохраненный» адрес или переписку с необходимым человеком, что не может «открыть» свои фотографии со свадьбы, просмотреть видео со своим первенцем. А что случилось с принтерными распечатками договоров купли-продажи 1995 или 2000 года? Найдите и проверьте, что сейчас видно на этих страницах. Про то, что очередной Windows не читает свои предыдущие версии, а пароль с электронной почты или «Вконтакте» напрочь забыт (а там самые любимые семейные фото!) - это просто издержки на фоне очевидного и глобального вывода. Уже сейчас можно констатировать, что безвозвратно потеряны гигантские объемы сетевой информации: контенты первых порталов и вебсайтов, блогов, социальных сетей, в том числе электронные архивы, особенно личные. Огромное количество оцифрованной на заре нового века информации не может быть найдено либо «прочитано» в новых форматах. Немного жутковато? А если вспомнить, что сейчас вообще все персональные данные человека переводятся в цифру и хранятся в различных базах данных? Где гарантия, что однажды, лет через -надцать, обратившись в некий государственный орган или социальную службу, даже больницу, выяснится, что «господин-товарищщщ, ваших данных в базе не обнаружено, вы, собственно, говоря, кто?»…Оффлайн-цивилизация, употребим это ненаучное понятие, задумалась о таких перспективах совсем недавно. Два тысячелетия человечество училось сохранять информацию на т.н. аналоговых носителях, в результате в каждой стране появились системы библиотек, архивов, музеев, различных других центров хранения и доступности информации, со своими (в том числе международными) стандартами, правилами, оборудованием, специалистами и пр. Даже в условиях войн друг с другом, каждая страна понимала ценность «институтов памяти». За них сражались не менее ожесточенно, чем за отдельные города или территории, вывозили, уничтожали, прятали, покупали, продавали и т.д.
Удивительно, что в ХХI веке постановка проблемы о сохранении электронной информации и поиск путей её решения исходит не от стран IT- лидеров, а из России. Именно российский комитет программы ЮНЕСКО «Информация для всех» (
http://www.ifapcom.ru/ ) смог инициировать обсуждение проблематики на «самом верху», более того, «достучаться» до заинтересованных сторон и организовать в Москве в конце 2011 года глобальную конференцию «Сохранение электронной информации в информационном обществе: проблемы и перспективы». Принятая на форуме Московская декларация сейчас является основой для формирования философии сохранения электронной информации, осознания необходимости создания самой инфраструктуры её сохранения, правовой базы, политики в этой сфере. Понимание важности, масштаба и остроты проблемы привели на Московскую конференцию представителей 37 стран. Председательство России в Программе ЮНЕСКО по этому вопросу
[1] подтверждено еще, как минимум, на два года, поиск решения глобальной задачи наиболее активно идет именно в нашей стране. Подтверждением стала и недавняя майская конференция 2012 года «Сохранение электронного контента в России и за рубежом», которая собрала 150 российских экспертов из самых разных отраслей науки и сфер знаний, «институтов памяти», органов государственной власти, образования, СМИ, IT-разработчики. В ходе обсуждения ключевыми являлись ответы на вопросы: Что хранить? Зачем? Кто это делает и где? За какие средства? Активное участие представителей Совета Безопасности РФ, Министерства связи и массовых коммуникаций, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, Министерства культуры, Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике, стало подтверждением того, что проблема выходит за рамки философско-методологических дискуссий.
Факт, что сохранение электронной информации отстаёт от темпов технического развития и социальных изменений. Можно смело утверждать, что электронного контента по своим объемам создано уже больше, чем печатного за всю предыдущую историю человечества. На данный момент ответственность за сохранность электронного контента возлагается на его автора (производителя).
[2] Соответственно, если он заинтересован в этом и имеет такие возможности. Планируемые поправки в Гражданский кодекс введут обязанность авторам направлять обязательные экземпляры в библиотеки, как минимум, это коснется электронных книг, электронных сборников конференций и т.д. Но сразу же возникает вопрос по стандартизации программного обеспечения, требованиям к носителям и пр., технической и кадровой способности тех же библиотек обеспечивать хранение и доступность полученных экземпляров. И всё ли, что создаёт человечество, необходимо хранить? Как заметила в своём выступлении директор Института культурной антропологии Эльна Орлова, не стоит путать сохранение носителей и сохранение контента, равно как и необходимо понимать о возникновении вслед за этим «амбаров архивов». Представитель Мосархива привели пример с полученными на хранение 2000 CD-дисков: восемь месяцев ежедневной работы трех-четырех человек по проверке, составлению каталога, при этом 150 дисков не «открылись». После этого - прием только на жестких носителях, с уже составленными по стандартам каталогами и т.д. Электронные архивы требуют постоянной актуализации, перевода в современные форматы. В связи с этим перед «институтами памяти» возникла необходимость хранения и поддержания в рабочем режиме программного обеспечения и оборудования, отражающего всю эволюцию ПК и ПО! Где вы сейчас откроете свои архивы на 3,5-дюймовых дискетах? С другой стороны, исследования по заказу Российской национальной библиотеки показали, что CD и DVD-диски требуют тестирования через каждые три года. Условия их хранения, включая температуру и влажность, имеют существенное значение и что они так же, как бумага, подвергаются опасности разрушения под воздействием микроорганизмов, что бы при этом не заявляли производители.
Отдельная тема - сохранение Интернет-контента. Эксперты только приступают к её осмыслению. Например, вопрос соотношения авторских прав и общедоступности. На данный момент это тоже больше проблема автора, и зависит от его целей: либо монетизация, т.е. коммерциализация (соответственно, продумывать степени защиты, уровни доступности, контроль и пр.), либо наоборот - заинтересованность в максимально широком распространении и использовании. Для сохранения такой «негорящей рукописи» наиболее подходит максимальное количество перепостов, ссылок, лайков и др. методов рассредоточения контента по разным серверам и базам данных (например, в электронные библиотеки, особенно университетские) и пр. В интересах сохранения своего Интернет-наследия, шведы, например, придумали «сворачивать» все сайты и порталы своего национального домена и «сжимать» его в электронном хранилище, пока без каталогизации и отбора. «Большие» страны от такой перспективы в ужасе.
Гигантское влияние на процесс оказывает и новая, формирующаяся буквально на наших глазах, культура «цифрового века». Оффлайн-культура к ней оказалась просто не готова, и не только человечество в целом, но буквально каждый человек вынужден сейчас формировать своё собственное отношение к этой «новой реальности», своё поведение, что можно, что нельзя и как себя вести в Сети. Проекты «Электронная Россия», электронный документооборот, государственные и муниципальные услуги в режиме «он-лайн» и пр. не оставят в стороне ни одного человека. В связи понимаем проблематики, Совет Безопасности РФ вынес для обсуждения участниками конференции проект концепции государственной политики в сфере формирования культуры информационной безопасности. Планируется через системы образования и культуры, СМИ, с участием госорганов разъяснять населению, которое все больше становится «интернет-зависимым», что и как необходимо делать и, наоборот, не делать в Сети, чтобы не стать жертвой мошенников, «информационных спекулянтов» или «кибертеррористов», контролировать использование персональных данных и т.д. Как заметили участники обсуждения, тема целенаправленного формирования новой культуры действительно своевременная, но уже пора, мягко говоря, спешить и переходить в этой сфере к специальным государственным программам.
Пока идет поиск ответов на жесткие вопросы «цифрового века», остаются актуальными (хоть и несовременными!), традиционные аналоговые носители, «старорежимное» микрофильмирование, сохранение текстов через офсетную печать и пр. Показательным оказался и пример Библиотеки конгресса США, самого современного и «продвинутого» учреждения: после оцифровки нью-йоркских газет, они рискнули от них избавиться, а потом буквально всем миром, с участием самих жителей города, собирали подшивки. Оцифровка аналоговых носителей у специалистов вызывает смешанные чувства - что происходит с материалом после того, как «поработает» сканер? Тем более, что сейчас это осуществляют сторонние организации, выбранные по стандартам 94-ФЗ. Итальянцы, правда, придумали щадящие сканеры, которые, вроде бы, наносят минимальный ущерб, однако, результат будет виден через десятилетия.
Но это всё же рекомендации переходного периода, факт остаётся фактом - каждый производитель электронного контента обязан одновременно с его созданием, прежде всего, сам задуматься, о последующем сохранении. Проработанные конференцией рекомендации в адрес органов власти, международных и российских организаций, участников рынка электронного контента должны способствовать изменениям в политике, образовании, исследованиях, индустрии ИКТ, экономике, всех тех областей человеческой деятельности, которые смогут остановить наступление «цифровой амнезии».
[1] Председателем Межправительственного совета вновь избран Е. И.Кузьмин - председатель Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», президент Межрегионального центра библиотечного сотрудничества.
[2] По персональным данным ситуация несколько другая, более упорядоченная и законодательно закрепленная, но тоже не без проблем. По сохранению электронного документооборота вопросов тоже больше, чем ответов.
Андрей Зорин, координатор экспертного совета журнала «ТДТ»
Живой журнал "ТДТ". - 2012. - №048
Заказать журнал "ТДТ" (выпущено четыре номера) можно по электронному адресу
centr-vyatka@mail.ru, а также приобрести в киосках "Первая полоса"