Советское образование закончилось. Остался Болонский процесс.
Через год мы узнаем, кто такие магистры, а через три - бакалавры «болонского разлива».
В 2003 году Россия присоединилась к «Болонскому процессу», но только с 2011 года во всех вузах страны абитуриентам и их родителям начали объяснять, что сейчас высшее образование двухуровневое: через четыре года студент станет бакалавром, ещё через два года - магистром, если, конечно, пожелает. За непривычными и красивыми словами скрывается глобальная реформа высшего профессионального образования России. За восемь лет она не раз приостанавливалась, буквально сметая весь состав министерства образования и несогласных из руководства вузов, перекроила систему общего образования (кстати, ЕГЭ - это оттуда). В рамках Болонского процесса российская система образования должна быть синхронизирована с европейской. В Интернете достаточное количество зубодробительной критики этой реформы (см.
http://www.apn.ru/publications/article1473.htm и это только цветочки). Но не будем на ней останавливаться. Реформа реализуется безоговорочно. Другого варианта для вузов нет.
Сейчас руководителям и владельцам «заводов, газет, пароходов», равно как труженикам отделов кадров и просто родителям старшеклассников важнее начинать интересоваться, что будет скрываться за словами «бакалавр» и «магистр» в дипломах о высшем профессиональном образовании. Особенно в сравнении с тем, чему и как учили понемногу нас.
Для сравнения: до 2011 в РФ действовали стандарты (ГОС-1 и ГОС-2) по 530 специальностям и 120 направлениям по бакалавриату и магистратуре, с 2011 года - по федеральному образовательному стандарту (ФГОС) 200 направлений подготовки по бакалавриату и магистратуре, 107 по специалитету. Ожидается увеличение стандартов по специалитету, которые лоббируют технические университеты, считая, что инженера за четыре года подготовить невозможно.
От бакалавра до магистра - два года.
Прежде всего, сейчас принимаются сопоставимые и сравнимые с Европой степени образования, вводятся два цикла обучения. Это означает: получение квалификации (степени) бакалавр через четыре года обучения на базе среднего общего образования или среднего профессионального образования; получение квалификации (степени) магистр через два года обучения на базе степени бакалавра или специалиста; получение квалификации (степени) специалиста через не менее чем пять лет обучения на базе среднего общего образования или среднего профессионального образования.
Некоторые критики называют бакалавров «недоученными» специалистами. Сравнение некорректно. Бакалавров готовят принципиально по другой программе, чем «советских специалистов». Программа носит профильный характер, сокращая время на различные обобщающие дисциплины, увеличивая профильные предметы и самостоятельную работу. Самостоятельная работа у студентов является более приоритетной, чем занятия в аудиториях. Соответственно, для этой работы студенты должны иметь постоянный и открытый доступ к библиотекам и базам данных. Отсюда такое внимание к электронным библиотекам, требование их резкого обновления и постоянного пополнения, открытого к ним Wi-Fi -доступа.
Степень бакалавра подразумевает готовность приступить к выполнению обязанностей, требующих высшего профессионального образования в соответствии с полученным профилем. Например, бакалавр физики, профиль - медицинская физика, бакалавр машиностроения, профиль - оборудование и технология сварочного производства и т.д. Ограничение - бакалавр не имеет права преподавать в высших и средних специальных учебных заведениях. Это прерогатива магистров и специалистов.
Степень магистра присваивается на основе защиты магистерской диссертации, при сравнении российской и болонской системы, она оказывается практически равной степени кандидата наук. Необходимо напомнить, что в Европе нет кандидатов наук, там следующая ступень после магистра - доктор. Поэтому не исключено, что унификация коснется и ученых степеней, правда неизвестно, что тогда делать с кандидатами наук? «Превращать» их в магистров? Возможно, будет некий переходный период. Как сейчас происходит и при поступлении в магистратуру: ближайшие три года поступать в магистратуру, включая бюджетные места, могут дипломированные, в том числе ещё советские, специалисты. Что любопытно, без ограничений профиля. Главное - сдать вступительный комплексный экзамен, вопросы которого выложены на сайтах вузов. По сути - это возможность получения второго высшего образования за бюджетный счет и в ускоренном двухлетнем режиме. Чтобы претендовать на открытие магистратуры по тому или иному направлению у вуза должно быть соответствующее количество докторов и кандидатов наук, материально-техническая база для обеспечения освоения магистрами учебной программы. Сейчас между вузами начинается жесткая дифференциация именно по магистерским направлениям. Не исключено, что университеты, которые не смогут открыть магистратуры по своим направлениям подготовки бакалавров могут лишиться своего статуса.
Некоторые вузы осуществляют переход на новые стандарты, укладывая, как в прокрустово ложе, свою старую пятилетнюю программу в четыре года обучения, ещё увеличивая объемы самостоятельной работы студентов. Некоторые стремятся сохранить у себя правдами-неправдами только специалитет, другие заявляют о планах доведения бакалавриата до пяти лет и т.д. Но подавляющее большинство вузов сейчас создают по сути новые программы с учетом всех требований, включая не только сокращение времени обучения, но и введение системы зачетных единиц трудоемкости, компетентностные подходы, участие в образовательном процессе работодателей и т.д. Об этих изменениях - несколько позже. На собственные образовательные стандарты имеют право 29 национальных исследовательских университетов, 7 федеральных университетов, МГУ и СПбГУ.
http://vggu.ru/gallery/den-znanij-v-vyatggu-01092011 От ЗУН к ОК и ПК
Традиционное российское (советское) образование ориентировалось на знаменитую триаду ЗУН (знания, умения, навыки), в Болонском процессе главное - КОМПЕТЕНЦИИ1. Это слово, которое сейчас обязаны выучить не только преподаватели и студенты, но и работодатели. Именно в соответствии с освоением компетенций выстраивается вся учебная программа, формы и методы контроля. Сайт Министерства образования и науки РФ (
http://mon.gov.ru/pro/fgos/7240/) определяет компетенции как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Слова «определенная область» являются ключевыми для понимания происходящих изменений. Это и есть обеспечение профильности образования. Критики утверждают, что в результате образование от традиционного для России системного, научно-фундаментального подхода перейдет к мозаичному набору узкопрофильных знаний, ограничив возможности человека в освоении смежных направлений, создав препятствия для смены своей профессии или вида деятельности.
Компетенции делятся на общекультурные (ОК) и профессиональные (ПК). Например, выпускник направления подготовки «Экономика» (080100) должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2); способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, события и процессы экономической истории, место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3); …..владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14) и т.д. Профессиональные компетенции (ПК): расчетно-экономическая деятельность: способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1); способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и
социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2);… организационно-управленческая деятельность: способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11); …способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13)….и т.д. (С перечнем компетенций можно ознакомиться на
http://www.ispu.ru/files/u2/RPD_Perechen_kompetenciy.pdf )
Каждый вуз под утвержденные перечни компетенций готовит свои образовательные программы и учебные планы, в результате освоения которых студент обязан как раз владеть… и быть способным к … Все основные образовательные программы по каждому направлению подготовки вуз обязан выложить в открытый доступ на своем официальном сайте. Сравнительный анализ, проведенный специалистами в своей области, как раз позволяет увидеть различия между вузами и их подходами к подготовке бакалавров\магистров, а также отличия от предыдущих программ. Прежде всего, заметен отказ от национально-регионального компонента и резкое сокращение непрофильных дисциплин. Вариативность учебных программ достаточно широкая, но это связано и с введением системы зачетных единиц, о чем в следующей главе, где мы ещё вернемся к самим программам.
1 Компете́нция (от лат. competere - соответствовать, подходить)
продолжение следует...
Андрей Зорин, координатор экспертного совета журнала «ТДТ»
Живой журнал "ТДТ". - 2012. - №045
Заказать журнал "ТДТ" (выпущено три номера) можно по электронному адресу
centr-vyatka@mail.ru, а также приобрести в киосках "Первая полоса"