Аббатство Даунтон

Dec 10, 2017 00:10

Просмотр давно закончен, но фильм так и сидит в голове.




Это вершина сериального искусства. Это шедевр.
Я не буду ранжировать стороны фильма по значимости - именно в их единстве и состоит исключительность результата. В каком порядке придёт в голову, в таком и напишу. И не буду хвалить создателей типа режиссер/сценарист/художник - я только о продукте. И не буду говорить о немалых затратах, потому что вложенные деньги - это важно, но не сумма определяет качество фильма.
Итак, почему получился сериальный шедевр?
Фильм сделан не жлобами. Я когда выбирал  для себя стоп-кадры с экрана и ловил доли секунды, чтобы лица были с нормальной мимикой, то поневоле обратил внимание на монтаж. Завидный ритм, совершенно не характерный для многосерийности, ни одной лишней секунды в кадре, даже совсем камерные сцены идут со сменой планов, иногда вроде бы не обязательной. Выверенное время выделено изумительным по красоте пейзажам - без перегибов, ровно только чтоб успеть прицокнуть языком и опять погрузиться в действие. Секундные уличные городские сцены, случайные комнатушки - это можно было сделать малой кровью, но нет. Ещё есть необязательные персонажи и сюжетные веточки, просто украшающие и насыщающие дополнительной жизнью и без того вполне энергичную историю. Короче, зритель не видит, на чём создатели сэкономили - это сегодня редкость.
Фильм воспринимается очень достоверно по действию. Я не об исторических фактах, не о реальных взаимоотношениях господ и обслуги той поры - я про сказку, которой является всякий художественный фильм. Совершенно фантастические выверты сюжета, часто немотивированные, абсолютно рабыняизауровские, преподнесены так ненавязчиво и органично, что законный вопрос о "мыльности" почему-то не возникает.
Фильм воспринимается очень достоверно по картинке. Пристрастному взгляду просто не за что зацепиться - ну не жаловаться же на холостые выстрелы в сценах охоты, это ж нынешняя Англия с драконовскими требованиями по технике безопасности. И вечный вопрос, что там горит в каминах, остаётся вечным. Главное, что в этом то ли замке, то ли маленьком дворце сохраняется постоянная температура. Короче, у зрителя нет никакого желания ловить мелких блох.
Да, сейчас вспомнил и вот пока не забыл: Актёры хорошо подобраны и хорошо играют. Кору я узнал - она играла в "Однажды в Америке". Ну и бабушка, которая на первой картинке и которая необходима в любом сериале, на самом деле хороша. Зритель ценит, когда такая бабушка не просто говорит и поступает предсказуемо, а делает это в стиле бенефиса, как и положено. Но в нашем сериале этот по определению гротескный персонаж очень грамотно уравновешен и очеловечен окружением и действием. Граф тоже очень правильный - что персонаж, что актёрское воплощение - такой чуть недотёпистый, но не тюфяк.
Фильм очень красивый. Очень. Я такого красивого фильма не видел. Красивые пейзажи, красивый дом, машины, лошади, интерьеры. Мне везде мерещился модерн, но для него вроде как рановато - его в замке ещё не было, но дух уже витал, пусть так. Очень красивая одежда - и тут время отражено в стиле не просто по полной, но с избытком. Какие-то невероятные ткани, декор. Красивые люди. Да - бунтующие пролетарии (или кто там безобразничал) выглядят так себе, но остальные персонажи - красавцы и красавицы, единственный пузатый - противный ухажёр кухарки. Пара противных молодых второстепенных аристократов тоже не уроды, но на них наложена явная печать вырождения, чтоб неповадно. Ну и, ясное дело, мятущиеся неоднозначные герои покуривают, так уж повелось. Т.е. красота такая с привкусом декаданса.
Отдельно добавлю технические решения по изображению. (Не уверен, что они были на самом деле). Натурные съёмки - ни убавить, ни прибавить. Это уже редкость в свете модного тренда играть со светом и цветом. А вот сцены в интерьерах интересней - тут приглушена контрастность, что очень положительно сказывается на детализации картинки и передаче цвета. А истинная красота - в деталях. И что-то такое ещё сделано типа тонирования - наброшена серовато-коричневатая вуаль, такой намёк на сепию, крошечный, и картинка не состарилась, а просто облагородилась и потеплела.
Фильм интересный. Ждёшь продолжения, смотришь три серии за раз вместо двух по плану.
Фильм динамичный. Боишься отойти от телевизора, а на паузу не жмёшь, потому что (см. выше) интересный, собака. Вроде и статус мыльной оперы, а набит событиями под завязку.
Фильм напряженный, но не страшный.
Фильм с тремя дочками. Очень грамотное решение: сразу три женщины, а за женщин зритель переживает больше, чем за мужчин, да и судьбы у них сложней; сразу десять (или семь?) комбинаций взаимодействий между сёстрами, т.е. поле для сюжетов бесконечное.
В фильме много положительных персонажей. Не ходульных, а похожих на тех, какими и должны быть люди. Это при том, что некоторые герои делают зло просто по природе своей - но и для них есть снисхождение, как для почтальона Печкина. Особая ценность - внезапный положительный персонаж, как та девочка капризная, которая дружила с джазменом.
Фильм про аристократов. Убиваем трёх зайцев: они тоже плачут; на них приятно смотреть; вечером на кухне ходим с прямой спиной и гордым видом, разговариваем вполголоса.
Фильм об изменениях.
Я не знаток сериалов, но именно изменение - ключевой герой этого фильма. Именно этого фильма. В "обычном" сериале может произойти много всякого, но время остаётся неизменным, иногда десятилетиями. Человек может пройти путь от крестьянина до генерала, но он как был честным парнем, только глуповатым, так и остался честным, только стал образованным и мудрым. Либо время меняется скачком - ты был ничем, а стал всем, и наоборот. В хороших советских сериалах так и было. Всё быстро и принудительно, а изменений никаких - в гимнастёрке революцию делал, в гимнастёрке и помрёшь, был большевиком - им и останешься, ну с учётом перегибов на местах, был слабаком - время превратит тебя в подлеца. Был кулаком-мироедом - кулаком и будешь бегать с обрезом. Семейная сага всегда ускоряет время, меняются не люди, а просто заменяются персонажи, вплоть до поколений.
Наш сериал другой. Его герои вплетены в ткань времени и, волею авторов, так и остаются вплетёнными, не исчезая и не выпадая. Время меняется быстро, но большой размер сериала и довольно краткий исторический отрезок позволяют растянуть время, сохранить богатство картины, ничего не комкать, не рвать. Изменения, начиная с электричества, телефона, радио; война; эмансипация; экономические потрясения - всё это на наших глазах меняет героев, либо заставляет, либо даёт новые возможности выбора пути. За бортом остаются те, кто надеялся пересидеть бурю. Но "наши" всё-таки выгребают, все лягушки, трепыхаясь, сбивают себе комочки масла и становятся немножко царевнами.


Текст подлежит редактированию, если что ещё придёт в голову.

Кино, О хорошем, ТВ

Previous post Next post
Up