Дипломатии больше нет.
Нет официальной дипломатии, поскольку всё обсуждено сто раз. Ну да - можно на рояле поиграть. Между подельниками дипломатия не нужна, между врагами - тоже. Есть твиттер. И по жизни дипломатический народ всё больше просто плюёт друг другу в широко открытые бесстыжие глаза.
Нет будуарной дипломатии - будуары опошлились, в будуарах теперь обитают всякие харви, вуди и кевины.
Нет тайной дипломатии, "ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы". Наконец-то это работает.
Раньше за дипломатами стояла сила, пусть и разного калибра или там запаха. Но сила стала тупой и неуправляемой, вообще не связанной с дипломатией - грузовик, зелёные ничьи человечки, запуск ракет ниоткуда и никем. Сил теперь много, они стоят в разных подворотнях, с разными спонсорами и сами по себе.
Нет союзников, потому что, в общем-то, и интересов общих нет. Идеи были обобществлены и, как всё обобществлённое, перестали работать и сгнили. Носители оставшихся идей теперь считаются гадами, с которыми лучше вообще не иметь дела.
В дипломатических жестах всё меньше дипломатии, больше придуманного и мстительного, мелкого детсадовского.
-----------------------------------
Дипломатия базировалась на компромиссе (между равными) и на силе (в отношении слабого). Сила была мерилом всего. А сейчас десятка самых приятных стран - это какие-то интеллигентские хлипаки, в ряды которых, по старой памяти, затесалась Германия. Их стереть с карты можно одним движением кулака с зажатой в нём трубкой. О чём с ними разговаривать? Они живы, пока есть США - вот и весь расклад. Да-да - понятно, что сейчас войны ведутся по-другому, и никому не нужен просто ещё один красивый зелёный холмик, речка или там рудник какой - я не об этом, всё это есть на рынке, и зачем тогда воевать? [Правда, далеко не все такие умные, некоторые по старинке прирастать могут только чем-то зримым, но это уже редкость].
Дипломатия базировалась на исключительности и причастности. Все эти послы с дарами, путешествия за три моря, толмачи, узкий круг посвящённых. Потом пришли Вест- и Ост-Индские компании, потом пришли газеты и журналисты, телеграф, потом перестали объявлять войны. Потом появился телевизор (я не про исторически, а массово). Потом войн не стало - появились ограниченные контингенты и кампании, а также провокации - куда ж без них. А потом появились туристы (я не про исторически, а массово), а потом исчезли границы, дамы стали министрами обороны, по мировому ТВ выступает кто угодно, выкладывают секреты, трясут пробирками с хим.оружием и мочой, а эти всё ходят в форме с погонами петлицами, как железнодорожники и прочие античные транспортники, которые когда-то тоже обеспечивали развитие своих стран, а по случаю и воевали с конкурентами.
Дипломатия базировалась на идеологии, привязанной к элитам, и, соответственно, хоть какой-то предсказуемости. А теперь элиты какие-то разношёрстные и идеологии такие же.
Время снимало с дипломатии одну романтическую обёртку за другой, и сейчас осталось неприкрытое, некрасивое и дурно пахнущее тело. Про политиков мы всё знаем, но дипломаты хуже - они вынуждены не просто врать от себя, а озвучивать и продвигать чужое ежеминутное враньё. А что взамен? - А ничего, никакой компенсации. Ни пластов (если кто помнит слово такое), ни Wrangler, ни двухкассетников оттуда, ни Столи, матрёшек и икры - туда. И так во всё мире - с трибуны никчёмной ООН любой может тебе тыкнуть и показать козу. Или выслать - а у тебя дети уже корни пустили тут. Любой заистерит.
-----------------------------
Теперь обобщение.
Оформленный компромисс как инструмент политики, да и жизни в целом, отмирает. Уже отмер. Вместо компромисса на передний план выходит консенсус. Если консенсуса не получается пока (ну, разные цивилизации, не получается друг друга убедить), то лучше отделиться от партнёра, который устроен по-другому. Или уничтожить его, если не получается отделиться - смысл можно вложить разный в это слово, ну, например, посадить мужа-алкоголика, который колотит жену уже после развода. К консенсусу не принуждают, к консенсусу допускают - вот нынешняя парадигма. А дипломаты умеют только "отстаивать", т.е. препятствовать. Дипломаты не строят мосты.
Скрипач уже не нужен.