...
- Я ничего не знаю. Расскажите мне.
- Я это прочитала в книгах по истории. Насколько я могла понять, когда окончилась война, погибло почти всё. И когда люди принялись создавать новую цивилизацию, для образца им остался только Голливуд. Война его почти не тронула.
- А почему?
- Наверное, просто пожалели бомбу.
- Кто же с кем воевал?
- Не знаю. В книгах по истории одни названы "Славные Ребята", другие - "Скверные Парни".
Альфред Бестер "Ночная ваза с цветочным бордюром"
Из разговора:
"интересно наблюдать конец развития культуры. Фантастика вся написана, музыка тоже, сюжеты исчерпаны; Шекспир был, Битлз тоже; Ленин, опять же; Пушкин закрыл вопрос русского языка; Оруэлл всё рассказал про человека, на пару с Достоевским с примкнувшим Кафкой. Выяснили, что 3D кино таки не нужно, как и прочая виртуальная реальность. Библиотеки пустые, только детишки пока интересуются, если страна вменяемая. Джаз остановился. В кино сплошные сиквелы-приквелы. Ну, пожалуй осталось до конца реализовать "Театр теней" Саймака - тут полшага осталось."
Нового в этих стенаниях нет, но стало интересно, что же взамен? Что приходит на смену творчеству? Если не брать во внимание гипсовую статуэтку "Купающаяся колхозница" и кричащий пузырь "уйди-уйди", то на смену творчеству приходит мастерство. Мастерство не говорит о новом, оно про качество. Есть вещи, от которых не оторвать взгляд, которые невозможно выпустить из рук; есть запахи, которые не дают прервать вдох и сделать выдох. Есть звуки, которые вызывают слёзы. Есть аналитика, волшебным образом выявляющая незаметное и незамеченное. Есть мастерство актёра, музыканта, сценариста, режиссёра, привычно нажимающее на известные клавиши, которые уже вроде стёрлись, но нет - таки бьют по струнам души.
И вся эта красота - в деталях, пусть даже это широченный пейзаж, а не божья коровка на лукошке, которую оператор вроде как прячет, а не выпячивает, или тень в кадре, которую заметит один из тысячи, и он же и пояснит. Или незаметное движение руки на гитаре, после которого целый день в голове крутится этот ход.
Собственно, теперь о Голливуде. На такой Голливуд уже бомбы не жалко. Да и ладно бы... Но как? как?! можно игнорировать великолепный "Конклав" с гениальным Файнсом? Лучший фильм, лучший актёр, ёмкий притчевый и одновременно динамичный материал сценария, лучшая женская роль второго плана (вот на это жюри вроде готово, ага), ну и лучший режиссёр с лучшим оператором, конечно. Этот фильм - произведение искусства и, одновременно, суперкачественный продукт. Смотреть, наслаждаться и думать можно с любого места - таким и должно быть настоящее современное кино. Картины Рафаэля или Веласкеса, да хоть бы и Шишкина с Левитаном, с частотой смены 24 раза в секунду. Да хоть бы и Костнер на фоне Шишкина - это я уже про "Йеллоустоун".
Интересно наблюдать ещё одну особенность: на трекере те, кто скачивает лёгкие версии фильмов , кроют "Конклав" и в хвост и в гриву, а кто желает кино во всей красе и лучшем качестве - там отзывы вполне восторженные. Культурный народ слушает произведения, которым сотни лет, и слушает уж точно не один раз. Слушает с радостью очередного узнавания и с восторгом обнаружения не замеченного раньше кренделька или глубоко запрятанной пасхалочки. С кино надо так же.
Одноразовое кино имеет право на жизнь, но фильмы Чаплина живее 99,9% недавних лауреатов. "Мы должны что-то решить здесь. (Наливает из графина.)" Лучшее кино - интересное и качественное. Ты его должен вспоминать месяцами и возвращаться к нему через годы. Почему-то таких фильмов всё меньше. Может, в "Оскаре" что-то подправить? Я бы предложил категорию "Самый качественный фильм" - тот, который пересматривают чаще всего. При нынешнем уровне контроля траффика и/или системы опросов это решить несложно. А определять лауреата с временным лагом 5 лет (да хоть десять) после выхода. В 2025 определить самый качественный фильм 2015. Интересно ведь. И солидно.
=====
И ещё. Тема "Конклава" (в частности) и гениального Файнса (в целом) является постоянной в моём общении с прекрасной
m_oblomova . Её литературно-киношная эрудиция, тщательность и глубина анализа конкретно этого направления - то, что помогает мне увидеть кино как искусство. Да, был такой журнал - "Искусство кино"... Так вот, она в рамках общения с коллегой увидела афишу "Конклава", на которой было добавлено "50+" Коллега пошутил, что это означает что-то типа "Для понимающих". На деле это был просмотр, организованный для членов местного сообщества "50+" . Но в каждой шутке... К концу века медианный возраст жителей Земли приблизится к 50, а если говорить о кинозрителях (за вычетом младенцев до 12), то и перевалит за 50. Мы-то, нынешние, - ладно, а вот каково придётся киношникам взаимодействовать с теми сеньорами, которые любят неторопливо спускаться с горы и смотреть качественное кино, смакуя красивые кадры, а не дёргающуюся камеру, призванную придать динамики придуманной проблеме...
https://tdm11.livejournal.com/67978.html - старый пост, тоже про качественное кино.