В 1976 году он выступал в нашем институте.
Градского я не знал, но уважал заранее, до концерта, просто ориентируясь на суету вокруг события. От группы "Скоморохи" в моей голове было только название, услышанное по случаю. И ещё то, что Градский назначил себя автором первой рок-оперы - это была "Муха-Цокотуха".
(
Read more... )
Не его это дело, не Градского. Такая мощь, которая не ложится ни в задачу композитора, ни в сложившуюся традицию. Все привыкли (да, наверное, так и задумано) к сладкоголосому страданию. Вот сразу Паваротти https://neznakomka-18.livejournal.com/297356.html , он вызывает сострадание. Мимика с бровями домиком, а в начале - мужицая простонародность. А Градский ни в какой роли не может вызвать сострадания - мне так кажется. Градский - герой. Он и поёт-то каким-то непривычным тембром, мужским - как раз хорошо заметно, когда ожидаешь знакомого начала арии. И, конечно, у него голос сипловат - обычно это идёт как плюс к мощности, но для бельканто, думаю, не к месту.
Для Градского был нужен репертуар под его личность и его голос - не каждый романс ему подойдёт. Слишком был мачистый. Ему бы подошёл вариант Шаляпина - да-да. На-Зем-лееее веесь род людской! ... Магомаев это чуял тонко.
К сожалению, флибуста в РФ, видимо, не открывается. Попозже сбоку туда зайду - теперь это стало очень трудоёмко ;)
Reply
Сразу же опять переслушала обоих. )))
Конечно, конечно, когда поет Паваротти - это чистое беспримесное удовольствие. И, думаю, что там огромная индустрия работала на имидж. Это ангельское пение. Но моему (именно моему) уху это немного слишком сладко. Я могу его с радостью послушать и легко переключиться хоть на "Пинк Флойд". )))
Насчет Градского вы абсолютно правы. Это герой, и тенор у него мужской. И вот тут уже мой женский слушатель внутри отзывается полностью и я ловлю себя на том, что каждый раз я выдыхаю только тогда, когда он закончил и улыбнулся. )))
Нет ему репертуара.
И я не профессионал в музыке, но по-человечески я понимаю, что это, когда предельно высокая для тенора нота си или до, а у тебя есть до-диез...
И вот этой техникой филирования: громкая нота, а за ней очень тихая, он владеет идеально. Хоть в "Песне о друге", например.
Еще из книги:
"Я с ними не соревновался. Я сидел у себя на кухне, они совершали мировые турне. Со временем, когда я научился многие вещи исполнительские делать лучше, чем многие, и многие, и многие, хамская уверенность в своих силах только усилилась во мне. И тогда я понял: если что-то умеешь по-настоящему делать, можно сидеть на кухне.
Когда меня спрашивают, почему ты себя не доказываешь, не снимаешь какие-то телевизионные программы, демонстрируясь во всей красе, не пытаешься себя где-то нагнетать, каких-то нанимать агентов, продюсеров, тыкать Паваротти в лицо свои до-диезы… Для чего? Чтобы Паваротти отмахнулся и сказал: „Достал ты, Саня, всех своими до-диезами“. А вот когда сидишь на кухне под абажуром и знаешь, что у тебя есть до-диез, а у него нету… Ну нету, нету… И, вероятно, уже никогда не будет… Само сознание, что это так, дает очень много. Мальчишке очень трудно самому себе доказать, что ты что-то умеешь. Человеку взрослому, уже прошедшему многое, многое, многое, очень просто."
Reply
Зато остался героем, реально.
У нас в лаборатории был начальник сектора. Д.т.н, нестарый, активный, все дела. Шеф его не любил, типа деляга-карьерист, надо больше делом заниматься и на заводы ездить. Как-то разговорились, и этот начальник говорит: "Вот говорят надо делом заниматься, а не статьи писать и диссертации защищать. Да ты скажи просто, что кишка тонка, и успокойся!" Это он не в адрес шефа, у которого регалий было выше головы, а вообще, в целом. И сектор этого начальника в копилку лаборатории (в рамках условного социалистического соревнования) приносил больше всех - итог-то по бумагам считался: авторские, публикации, свидетельства о внедрении, паспорта сплавов и т.п. И в подотрасли у него было всё тип-топ: никаких скандалов, срывов сроков, и ракеты летали как надо.
Так что, думаю, профи примерно так и рассуждали, как Градский в книге написал)
Reply
Я сознательно не делала карьеру.
Если нет у меня всего земного шара, то часть мне и даром не надо.
Впрочем, разговор здесь не обо мне. Мне-то и целого шара не надо. Если я все это говорю, то получается глупо и нелепо, потому что у меня нет таких несомненных оснований и такой восхитительной дерзости, как у нашего героя, чтобы сказать, что я гений и отвалите все. ))) Я просто о том, что я это сидение на кухне понимаю изнутри.
Попутно вспомнила у Чехова в "Трех сестрах" Маша говорит: "В этом городе знать три языка ненужная роскошь. Даже и не роскошь, а какой-то ненужный придаток, вроде шестого пальца".
И да, Градский - абсолютный неформат и все сделал правильно, согласна. Ну, кроме отношения к своему здоровью.
"- А прожить долго собираетесь?
- Моему отцу под девяносто."
Кстати, подсунула этот романс Неморино "моему" голландцу. Там это исполнение было оценено и не вызвало абсолютно никаких сомнений. Но все-таки совершенно не уследишь, что в их европейской башке происходит. ))) Потому что для контраста я показала песню "Бог рок-н-ролла" и тут мне внезапно сказали, что трудно вникнуть в русскую культуру... Видимо, у меня сильно вытянулась рожа, потому что там захотели еще что-то добавить и сказали: "Наверно, это запись примерно 80-х годов." - "Почему ты так думаешь?" - "Ну, в то время Дэвид Боуи тоже использовал саксофон в своих композициях".
Вот и поди их пойми. )))
Reply
У них вообще другая система знаний (я про бытовой уровень сейчас). Знают другое, обращают внимание на другое. Всё по мелочи, но другое. Я посмотрел сейчас "Бог рок-н-ролла" - понимаю, почему возникло некоторое недоумение. В РнР важна форма, а здесь форма совсем мимо - драйва не получается совсем, чистый прекрасный голос. Вот, предположим, Робертино Лоретти спел бы это - то же самое получилось бы. Ну нет мурашек.
Внутренняя кухня... Тут мне стало интересно (буквально вот недавно, в рамках наших разговоров и смотрения Быкова), как это выглядит, через сопоставление.
Градский - музыкальный гений. Не в смысле что он лучший, а в смысле что он совершенно особенный и совершенно прекрасный. Но! Но. - На своей территории. А он не готов признаться себе, что да - на своей территории. Непомерные амбиции, какими, собственно, они и должны быть у артиста. И, конечно, отсутствие умеренности в творчестве - его личность не предусматривала понятия "умеренность". Всё - напоказ, в самом лучшем смысле этого слова, если он есть. И культура, и образованность, и мастерство. А не все принимают такое. И, я уверен, Градский не считал себя полностью реализовавшимся и внутренне определял виноватых. А это мир такой.
Быков - гений мастеровитости. Наверняка, считает себя реализовавшимся, никого не обвиняет. Мастер самокопания, который, наконец-то, докопался до источника (внутреннего, внутреннего!) своих недо... -статков, -работок, -понимания, -вольства: у него недостаточно агрессии. Последнее время он лелеет в себе агрессивность - сейчас вообще тренд такой, тоже поляризационный: со своими - тактично и уважительно, с несвоими - жёстко и, если не понимают, - грубо. Подчёркнуто, переключаясь, change mode.
То есть, Градский в себе хуже разбирался, чем Быков. Градский - актёр, Быков - мастер. Кстати, Градский во всём хуже разбирался, чем Быков. Окак! ))
Reply
«Внутренняя кухня» - хороший термин. )) Как пелевинская Внутренняя Монголия. ))
Перечитала, кстати, что я там понаписала про сидение на кухне. Все-таки ночью надо спать, а не слова складывать. ))) Все это можно было сказать короче: «Я знаю, что я настолько круче всех, что для меня карьера в этом Мухосранске не бог весть что».
Я поняла разницу между исполнением романса Неморино. Паваротти не только поет, но играет своего Неморино. И, конечно, там есть и зрительское сочувствие персонажу. «Брови домиком», ага. Градский правильно рассчитывает, что нашему слушателю история Неморино побоку. Он тут демонстрирует собственное мастерство. Поэтому он улыбается в конце.
Вообще опять замечаю, что выгляжу «сырихой», бегающей за тенорами. ))) На самом деле я к ним с детства вполне равнодушна. В те годы нам был доступен один Козловский. И он мне был настолько неприятен, что я вообще не понимала, что там люди в этих голосах находят. )))
Насчет сопоставления Градского и Быкова я опять полностью согласна. ППКС. ))
Градский - уязвленный и нереализовавшийся. Быков - наоборот. И «мастеровитость» - именно правильное слово для Быкова. Без всяких отрицательных смыслов.
Ну, и профессия Быкова все-таки - слово. Он и обязан разбираться. И делает это прекрасно. Хуже ли Градский разбирался - я пока не знаю. Вполне возможно, что и так. Я не настолько глубоко его знаю. Может, дочитаю книгу, пойму чего-то больше.
Конечно, оба они, и Градский, и Быков - персонажи эпохи Возрождения.
Про то, что Быков лелеет в себе агрессивность - подумаю.
И ни того, ни другого не цитирую на своей странице в ФБ. Ругнет кто-то походя, как это принято по отношению к ним, мне будет досадно.
---------
> У них вообще другая система знаний (я про бытовой уровень сейчас). Знают другое, обращают внимание на другое.
Да. Так и есть. Например, с их полутысячелетней демократической традицией совершенно не понимают, как это можно «считать себя лучше всех». Главное там - быть «френдли». Кстати, совершенно не воспринимают себя «маленькой страной», всегда помнят, что это именно Петр Первый у них учился.
Оживился чувак только когда я ему вот эту ссылку кинула. Тут и глаз загорелся, и сказать нашлось что. Ну, дык под это я и сама готова улететь так, чтобы никогда не возвращаться. )))
https://youtu.be/Fk0V_GGa2XM
Красавцы, конечно.
Reply
Я на стыке 70-80х был в цирке на Ленинских горах. Внезапно, всё второе отделение (или его большая часть, не помню) было организовано в виде одного весьма масштабного номера - "Дорога к звёздам" называлось это дело. Канатоходцы на наклонных канатах - довольно мощно и стрёмно. Но главное - всё это было под "The Dark Side of the Moon". Если помните, он, кроме гениальности, ещё был и записан в квадро-режиме. И постановщики-умницы, к звёздному тёмному небу и летающей незримо по кругу ревущей агрегатине, которую слышно на пластинке, умудрились в определённый момент начать вращать изображение этой тверди небесной. По-моему, половина зрителей попадала с кресел. Что там под куполом чувствовали закалённые канатоходцы - одному Богу известно. На всю жизнь эффект остался - ношу это воспоминание.
Я значительную часть жизни считал себя весьма талантливым. Собственно, при этом мнении и остался. Но с годами, на удивление, всё чаще наблюдал у почти любого случайного встречного (по жизни, конечно, не на улице) наличие его собственных талантов. И как-то приятно успокоился. И ношу в себе свой инженерный нюх (я многие такие вещи хорошо вижу и чувствую) уже вполне удовлетворённый. Тем более что дыр в моём духовно-образовательном теле - полным-полно)) Люблю восхищаться другими, ну или полюбил.
Быков про свою агрессивность (или тоску по собственной недостаточной агрессивности) открыто (как всегда) обозначил в беседе по ссылке. Вообще, очень интересный разговор. Симпатичный, острый. И в куче философских мест я согласен именно с Быковым. Но и до этого разговора я чувствовал это быковское недовольство собой. Думаю, отсюда его подчёркнутая небрежность в "держании себя" на публике - нежелание скрывать все эти чмоканья и прочие физиологические штуки. Нервные резкости, которые выглядят чуть напускными. В голову лезут слова на "Ж" - мужлан, жуир, жовиальность)) Мне кажется, он хочет иллюстрировать всё вместе, и при этом открыто и подчёркнуто (постоянно подчёркнуто) расписывается в романтизме и, скажем, поведенческой мягкотелости - сентиментальности, чувствительности и проч. За то (среди прочих талантов) его и люблю.
https://youtu.be/YEYyeIEZbzI
Reply
Я уже привыкла к своей нереализованности. И уязвленности больше не чувствую. Но в других понимаю. Может, потому на Градского так и отзываюсь. А восхищаться другими - да, это класс, это я тоже люблю. Вообще люблю хвалить, а не ругать. Хотя и понимаю, что хвалящий бывает беззащитен перед ругающими. Он выставляет напоказ свои самые уязвимые места. Кто-нибудь походя облает то, что ты любишь - и вот уже унижен не только твой предмет, но и ты.
Но все равно хвалить - это удовольствие. А в ругающих есть что-то ущербное. Какая-то внутренняя война. Или попытка самоутвердиться.
В студенчестве мы пикировались так, что только пух и перья летели. )) А сейчас мне все больше хочется говорить добрые и ласковые слова, не боясь своей чувствительности.
О, за ссылку спасибо! Прям сейчас и открою.
Reply
Как ни странно, меня многому ЖЖ научил. Помню, меня кто-то похвалил типа "Молодец!", а я не знаю, как отвечать. Это как с изучением английского в советской школе: "Спасибо" ты можешь сказать, а как ответить на "спасибо" - нам не говорили. Донт меншн ит, ага. И ЖЖ научил диалогам. Научил краткому и ясному донесению нужного, и научил красивостям, которые можно привлечь. По большому счёту, ЖЖ и сейчас сохраняет живой, но мало распространённый неповседневный язык. Такой промежуточный между разговорным и книжным.
Reply
Вообще же мне этот вид общения нравится даже больше, чем разговор "в реале". Это разговор напрямую от мозга к мозгу без отвлекающих подробностей.
И я бы уже даже не сказала, что это мало распространенный язык. Весь мир сидит в инете и старается изъясняться, с большим или меньшим успехом.
Reply
Мне тоже эта схема нравится - можно построить выверенную мысль, а не просто озвучить её, внезапно вспыхнувшую. Пока напишешь, да посмотришь, как выглядит, да поправишь пару раз. А потом отправишь, и опять прочитаешь, и найдёшь ошибку изложения либо просто опечатку, и поправишь, и ещё разок прочитаешь результат... И всё это в никуда)) Потом тебе ЖЖ услужливо подсунет твои наивные поста десятилетней давности, и ты сможешь радостно убедиться, что глупее ты не стал, но стал трусливей и как-то неинтересней, сам себе.
И, оказывается, пишешь одно и то же, просто поворачивая разными боками.
Reply
Нет, ну эт вы зря. Всё везде зависит от собеседников. Надо только их найти. Если бы мы с вами общались в ФБ, мы бы разговаривали точно так же, как сейчас. Цвет обложки не влияет на содержимое тетрадки.
Иметь возможность построить выверенную мысль - бесценно. В реале я по большей части молчу и слушаю. А перечтешь свои комменты многолетней давности и ахнешь: неужели это я могла так нанизывать слова! ))
Reply
Тогда рад за ФБ. Но я никогда не любил перемен. Буду продолжать считать ЖЖ самым подходящим местом.
Интересная вещь: я в разговоре давал ссылку на журнал. Так вот, я в него впервые попал по какому-то своему поисковому запросу в яндексе. И с того случая еще два или три раза попадал туда в первой ссылке по своим запросам буквально по полному (или почти полному) совпадению своего запроса. Хотя обычно яндекс ссылки на жж даёт очень неохотно. И не скажу, что какие-то совпадения в мыслях - скорее там есть ответы на мои вопросы. До того, как я их задал. Лозунг Митрича, но реально работающий.
Reply
Занятно. Я никогда не получала по моим запросам ссылки на ЖЖ. Правда, я пользуюсь гуглом.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment