ЭССЕ О ВЕРЕ И АТЕИЗМЕ В ЭПОХУ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО АПОКАЛИПСИСА

Oct 16, 2015 17:19

Оригинал взят у td_41 в ЭССЕ О ВЕРЕ И АТЕИЗМЕ В ЭПОХУ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО АПОКАЛИПСИСА
После вчерашнего разговора на тему вечна ли религия, нужно привести мысли в порядок.
Я, конечно, понимаю, что разговариваю не с верующими людьми, а со специалистами, тестирующими моё атеистическое сознание, чтобы выявить фундамент атеизма.
Мне самой очень интересны эти вопросы, а особенно вопрос - чем для человека является вера и кто же по большому счёту является истинно верующим.
И вообще, существовали ли когда-нибудь такие люди.
Попробую для себя разложить тарелочки по полочкам.
Для начала констатирую, что институт религии создан обществом капиталистической цивилизации.
Не знаю, как наука относится к разного рода языческим формам, но я не считаю их религиями, это страх перед непонятным и радость от упорядочивания жизни, это фольклор и ритуал.
Религия возникла в эпоху философского осмысления жития человеческого на земле.
Когда начали складываться устойчивые социальные образования.
И обществу частного капитала потребовалась управляющая и направляющая сознание подчинённого социума структура.
К тому времени общество опытным путём уже выработало определённые критерии совместного существования, которые обуздывали врождённые инстинкты первобытной борьбы за выживание.
Их и обобщил древний философ Иисус из Назарета и они были положены в основу христианской религии.
Теоретически можно было просто эти нормы узаконить как кодекс гражданского поведения, но в то время это было недопустимо.
Поскольку сама организация капиталистической цивилизации не попадала под эти моральные нормативы и ей нужна была определённая степень свободы от них.
Но и подчинение этим нормативам большинства должно быть безоговорочным.
Институт церкви строили мудрые люди.
И они придумали систему сдержек и противовесов.
Для сдерживания греха был придуман невидимый, но вездесущий бог, заведовавший небесной жизнью, которая продолжается по окончании земной.
Так возникло разделение на плотскую и духовную жизнь, жизнь плотскую, заканчивающую существование на земле, и не имеющую продолжения, если она не одухотворена религией.
А одухотворённых религией ждёт жизнь вечная и счастливая равно для всех, и для раба и господина.
Земное неравенство уравновешивается небесным равенством.
И эти установки внедрялись в сознание с рождения, каждый индивид проживад жизнь под партронатом церкви.
А для возможности функционирования капитала церковь выдала человеку индульгенцию на грех, который она снимала после покаяния.
Работать, грешить, каяться, снова работать.
Сразу оговорюсь, и я писала об этом, что считаю и капиталистическую цивилизацию, и институт церкви исторически неизбежными на определённом отрезке развития человечества.
Стимул личной прибыли, соединённый с личной инициативой, был мощным двигателем прогресса, не достигнув определённого уровня которого, невозможно построить справедливое общество.
Капиталистическая цивилизация жестокая, но необходимая.
Так же, как до определённого момента была необходима религия.
Но ещё внутри капиталистической цивилизации начали возникать и нарастать противоречия с церковью.
Главная - со стороны науки.
Сколько церковь не подавляла научное знание, которое противоречит её догматам, наука была востребована экономикой, капиталистической конкуренцией, которая двигала и прогресс, и оборот капитала.
И атеизм зародился именно в недрах этой формации на научном развитии , на востребованности свободного интеллекта, чистого разума, который только и может двигать науку.
Второе противоречие - закон.
Человечество училось и вырабатывало механизмы наказания и обуздания греха законом, единым для всех.
А ведь до этого такие функции выполняла церковь и в иные периоды сверхжестоко и часто не по заслугам.
Наука и закон как альтернатива религии.
Здесь попробую ответить на вопрос, на который, наверно, давно ответили классики, которых я, конечно, как и большинство образованных людей моего поколения, и не читала, считая этап борьбы за светлое будущее завершённым.
Увы, теперь приходится повторять ход мыслей классиков на своём опыте.
Атеизм зародился очень рано, тогда, когда человек стал постепенно формировать картину окружающего мира и находить логическую связь между явлениями природы.
Поэтому, догмат божественного происхождения земли со всем сопутствующим стал главным камнем преткновения в безоговорочной вере.
Также, как и наблюдение за несправедливыми отношениями между людьми порождал сомнения во всесильности и всеприсутствии Бога.
Поэтому, вера очень давно стала условной, ритуальной, подчинённой государственно-религиозному институту.
Да, в истории были истинно верующие, их называли "блаженными", их было немного, это были люди не вписанные в материальную созидательную жизнь по причине слабости рассудка и всё их маленькое сознание занял Бог.
Других примеров истинной веры я не вижу.
Но есть ещё религиозный фанатизм, это уже совсем не вера, а отклонение от нормального разума, если в его основе не лежит политическая подоплёка, то лежит больной рассудок.
Чаще всего, приверженность церкви существует как сделка с собственной совестью.
Человек позволяет себе грешить, но хочет выкинуть из сознания неприятный осадок от греза и идёт в церковь с покаянием за отпущением грехов.
Издавна самыми "набожными" были наибоее греховные как по образу жизни, так и по бизнес-деятельности.
История полна кающимися магдалинами и дворянами купцами и заводчиками с "домовыми" церквями, часовнями и личными духовниками.
Итак, церковь уступает поле своей деятельности науке и закону, оставляя себе нишу в очистке совести.
Почему так многим надо чистить совесть и в наши дни?
Потому что никак не уйдёт с мировой арены завершённая капиталистическая формация.
Мы на очень интересном историческом промежутке.
Если взять математическую аналогию, то можно отождествить историческое развитие с графиком степенной функции с чётным отрицательным показателем степени.
Это две ветви, в четвёртой и первой четверти системы координат.
Если движение по оси х из отрицательной левой части принять за движение из прошлого, то мы увидим как медленно,  долгие века,  нарастал прогресс, движимый капитализмом.
Но вот мы достигаем 17-19-го веков и - лавинный рост, стремящийся в бесконечность.
Но здесь история корректирует математику.
Капитал освоил земные рынки, а небесных нет, тот мир нематериален, и остановил движение прогресса.
И вместо стремления вверх график человеческого развития стал горизонтальной линией.
Вот сейчас мы движемся по перемычке, пока ещё пологой.
Но переходим на положительную часть оси х и посмотрим, что нас ждёт в будущем.
Ещё немного, ещё чуть-чуть мы на плато, но вот мы достигаем второй ветви графика и лавина несёт нас вниз.
Это капиталистический апокалипсис, который, по сути, стал пиром капитала во время чумы во всём мире.
Да, сброшены оковы со всех пороков, грехов и извращений, но вина ли в том атепзма?
Отнюдь, разнузданный грех капитала тесно сплетён и осенён церковью, теми же самыми дворовыми церквами и часовнями с личными духовниками.
Это чисто российское извращение, запад в этом апокалиптическом периоде более скромен и не прячется за церковные стены.
Но суть процесса везде одна и та же, даже с извращениями исламской религии.
Переживём мы этот смутный переходный период от капиталистической цивилизации к коммунистической, перейдём на новые отношения собственности и начнём строить новое справедливое общество и религия отступит сама по себе, по невостребованности, как она отсттупала в СССР.

церковь, эссе, атеизм, религия, капитализм, коммунизм, апокалипсис

Previous post Next post
Up