Допиться до синеньких человечков

Feb 27, 2010 18:07

Ну вот так я и знал, что Кэмерон допьется до синеньких человечков. И многие и многие миллионы станут ему собутыльниками. Так что нас ждет в будущем? Что за кино там будет? Неужели абсолютный шаблонный тупизм, но настолько ошеломляющий красотой картинки, уводящий в новые реальности и планеты, что нашему утлому мозгу с перегруженным зрительным каналом ничего не останется как вновь и вновь заливаться эндорфинами в этом визуальном оргазме?

Фильм Аватар, лично для меня, стал лишним подтверждением тому, что каждому из великих и талантливых кинодеятелей - свое. Ну вот не один же он единственный великий режиссер в нише массового кинематографа (это я про Кэмерона)! Ну есть еще Скорцезе, Спилберг... Тимур Бекмамбетов в конце концов (вот хоть в моем ЖЖ Тимурка встал в один ряд сами видите с кем). Есть и мастера картинки, и сюжетов, и монтажа. И может каждый в своем козырном деле где-то и переплюнул Кэмерона. Но вот снимать настолько кассовые фильмы получается почему-то у него пока лучше всех.

Терминатор второй - очень мне нравился. Правда у нас тогда и кинотеатров особо не было. Были "видеосалоны". Ставился маленький телевизор-Panasonic, видеоплейер. Бралась 3-часовая кассета VHS. И поехало: "Ты-ды-ды-дыщ! Бабац! Мааааааааать тваааааю, это же тээээээээ дысячааааа. Ты-ды-ды-дыщ". А как он в конце топится и показывает нам кукиш большой палец! Душевно!

Титаник мне лично нравится не очень. Но люди смотрели взахлеб! В кинотеатры (а они тогда уже появились. "Ты-ды-ды-дыщ, бабац! Сраааааань гаааааспоооодня, это же аайсберг. Ты-ды-ды-дыщ" никого уже не вставляло) ломились толпами. Обсуждали потом с пеной у рта. А сколько барышень довелось потискать в танцах под "Эвери тайм ин майн дримз ай си ю, ай хиииир йуууу...". Вот за это Джеймсу спасибо огромное!

А теперь вот Аватар. И 300 рублей которые отдал за 3D сеанс совсем не жалко. А что это за фильм такой, о чем он, что в нем плохо, а что хорошо - так сразу и не скажешь и не сообразишь. Все понравилось? Да нет - не все. Картинка хорошая? Обалденная! Сценарий хороший? Да так себе... Игра актеров? Так себе...хотя и не актеры это вовсе. Человечки синие. Мораль, мысль в фильме есть? Есть... Хотя все очень спорно. В общем, что же такого цепляющего в этом фильме кроме картинки - не опишешь. Но что-то есть там такое, что дало ему побить все рекорды сборов. И это факт.

Сценарий фильма конечно прост - это пересказ истории Покахонтас. И основная мысль тоже очевидна. Человечество в погоне за некими благами (золотом ли кристаллами, газом веспен) натыкается на противника в виде аборигенов. Аборигены - они дикие и слабые и человечество в лице бизнеса, власти и военных с ними общается только из особого рода гуманности. Но гуманность заканчивается очень быстро перед лицом рентабельности. Есть еще и ученые. Они сами по себе и влекомы поиском новых знаний, они действительно гуманны, но в руках бизнеса и власти являются только инструментами.

Далее шаблоны еще больше громоздятся один на другой. Инвалид попадает к аборигенам и завоевывает их доверие. Тут затрагивается то, что сидит где-то глубоко в каждом из нас (а в американцах видимо особенно). Человек этот - какой-то уж очень обычный хоббит, но что-то неведомое выбирает его, и он становится особенным. Потом он развивается... Опять голливудский шаблон: раз-раз и на наших глазах синий Рокки - уже все умеет. И тут, бац! Харвестр атакован! И герою приходится выбирать. Что делать? Кого предавать: тех или этих? Как вернуть назад доверие? Только с помощью адского везения и поимки дракона! Затем соберем и объединим всех! Это тоже трогает потаенные струнки души зрителя! Затем война, в которой наши почти проиграли, но красноармейцы прискакали в последнюю минуту. А многие пали в бою... И я плакал, когда они умирали друг у друга на руках.

Но все шаблоны, при всей их примитивности, можно простить. Настолько мощный инструмент в руках у режиссера, что самый глупый шаблон обретает огромную силу. Я просто чувствовал себя какой-то гитарой. И из струн моих нервов режиссер извлекал нужные ему эмоции известными и простыми, как аккорды, штампами. Заставляет только насторожиться один вопрос. А может ли фильм с такой картинкой быть менее тупым, более сложным, тонким? Или чем дальше в виртуальную реальность, тем проще и проще будет сюжет, мораль и логические ходы? Может тут действует закон сохранения чего-то?

Ну а что смысла всего фильма... Его можно понять двояко.

Первый вариант, мне не нравится. "Если ты уверен, что вон те дядьки по сравнению с этими - плохие, предавай их, несмотря даже на то, что они твои соотечественники, родичи, братья. Дерись с ними, бей их, убивай. И даже не сомневайся - они ведь плохие". Мысль эта в фильме есть, даже спорить бессмысленно. Но она так искусно замаскирована: плохие - они настолько плохие, а хорошие - настолько хорошие... И так жалко древние леса, которые бомбят ракетами, что аж слезы наворачиваются. Поэтому мысленно мы, конечно, на стороне героя, и его предательство для нас оправдано. А ведь любое страшное предательство - оно именно такое, оправданное. И те, кого предаешь, они всегда будут плохие, неправые, алчные, жестокие. Так устроен наш мозг - он оправдает любую собственную подлость А вдруг все было по-другому: людям нужны кристалы для поддержания жизни. Миллионы больных детей в больницах ждут их, кристаллов этих. А тут аборигены со своими табу...
Второй вариант лучше. "Природа является силой, которую мы не знаем до конца. Не надо противопоставлять себя природе, нужно быть частью ее". Эта мысль тоже сквозит через весь фильм. И она, видимо, правильная и бесспорная.

кино зарубежное, кино

Previous post Next post
Up