..."Только что вышла с фильма. Меня трясет, хочется плакать, сердце бьется, словно это его последняя возможность.
Мне кажется, я на грани какого-то открытия. Какого - пока понять не могу. Знаю, что впереди меня ждет бессонная ночь и безостановочное создание текстов.
А, может, сон.
А, может, завтра я встану с температурой.
В общем, сделали какую-то прививку, действие которой предугадать не могу"...
Со мной случается подобное нечасто. Раз в год. В прошлом году это был "Лобстер", в позапрошлом - "Превосходство".
Фильм-знамение, фильм-открытие. Хотя, возможно, все дело в личной насмотренности и субъективных поисках ответов.
Вчерашний мой
пост о фотографах вместо того, чтобы собрать воедино тех, чьи интересы схожи, показал, что это невозможно. Человеческая разобщенность, которая начинает расти где-то еще в детстве, когда "Петька хороший, а Машка нет", заставляет людей искать всюду угрозы. Иногда даже видя их в ближнем своем.
Дело не в том, что никто не хочет внутренне или профессионально расти. Напротив. Все жаждут общения и научения. Но мало кто способен не уходить в коалиции и объединять людей между собой. Легче обвинять друг друга в недееспособности, в творении антиискусства и искать причины разлада в отсутствии культурной среды.
Из-за поста, из-за возникших претензий, правок и обид, у меня внезапно оказался такой массив информации, который можно уложить в серию масштабных материалов, затрагивающих тему субкультур, особенностей человеческого поведения и, конечно же, фотоискусство. Сама того не ожидая, я первая в своем городе копнула плодородную почву и затронула сразу все корни. Точно не зная, к чему все это приведет и к какой мысли придет мой мозг, к чему захочется стремиться на следующий день, я решила искать ответы на еще не явленные в себе вопросы.
Встретились с
anna_varchak, поговорили о том, что бессознательно каждый человек своими поступками влияет на жизни других. И можно выбирать для себя любую модель поведения - корректора человеческих отношений, избегателя проблем от страха последствий собственной неправоты или устранение своей личности из любого конфликта по причине его естественного непонимания. Два часа беседы о каких-то не самых тяжелых насущных проблемах, выливания переживаний по поводу проживания того или иного жизненного опыта привели к необходимости поиска вдохновения и решения внутреннего тупика.
Я пошла на "Прибытие" (режиссер - канадец Дэни Вильнёв), который привел к мощному инсайту и воспоминанию о том человеке, каким мне хотелось стать более десяти лет своей жизни.
Я не буду пересказывать фильм и писать привычные кинообозревателям рецензии. Мне кажется, что как бы ты не идентифицировал в мировом пространстве вещь, объект, ситуацию, она все равно проходит твою личную призму восприятия. Поэтому нет смысла человеку чувствующему, а не делающему говорить о том или ином продукте, примеряя к нему технические лекала. Рецензий о монтаже, свете, раскадровке, костюмах - множество. Я же поделюсь своим внутренним волнением и мыслями.
Извините за такое большое вступление. Ночь. Руки дрожат. Голова полна сумбура от просмотренного...
Находиться в кинозале можно по-разному и не правильно включать свет сразу же после завершения фильма, не правильно приступать к чистке зала от зрителей до завершения титров, не правильно заставлять людей прятать свои телефоны, боясь создания пиратских версий. Все время просмотра я сжимала гаджет в руках, чтобы записывать фразы меня поразившие. Было бы невероятно больно забыть их или не учесть для будущего потока сознания. Завтра - будет завтра и любой зритель к этому моменту уже отдышится и не поймет того восторга, испытанного днем раньше.
"В мире нет единого лидера"
И эта фраза, интуитивно понимаемая, объяснила, в принципе все, что происходит в нашем мире. Политики, экономики, культуры.
Это было бы кощунством, с одной стороны, взять на себя обязанности вершителя судеб одному человеку. Соблазн власти велик на столько, что может появиться желания унифицировать чью-то историю, устроить массовый геноцид с последствиями забытия чужого наследия. Но ведь идея единого правления, хоть и выглядит совершенно не реалистичной, строится на удивительно грамотных предпосылках!
В фильме отсутствие "единого лидера" трактуется как невозможность введения мира на всех материках. Главными агрессорами являются Россия и Китай, но, поймите правильно, это не американский фильм, где следует придерживаться правила "они - не правы, а мы правы". Это не фильм-штамп, не фильм-трагедия, это даже не драма. Мне сложно отнести подобные фильмы к какому-либо определенному формату. Думаю, что и понятие "арт-хауса" не смогло бы его раскрыть, хотя, признаться, он и не похож на подобные ленты.
Россия и Китай изображены крупно лишь для того, чтобы продемонстрировать растущую мощь наших стран. Это как три (я не ошиблась) центра, к которому прислушиваются все остальные. И хоть Америка становится "разрешителем" конфликта, здесь нет никакого политического подтекста. Давайте смотреть объективно, а не искать место для колкостей. Возможно, Китай и Россия и видятся за рубежом странами, решающие ситуации только военными силами, но это вопрос восприятия наших стран, над которым мало работают.
Наша внутренняя политика сейчас начала активизироваться - истории про рост патриотизма, волонтерского движения, возрождения "пионерии и октябрятства", а теперь и наставничества демонстрируют сильные попытки, которые предпринимает Государство в отношении сплочения молодого поколения. Ошибок предыдущих десятилетий быть не должно и это чудо, что внутри страны до сих пор не истребили друг друга. Два десятилетия жизни нас бессознательно готовили к этому (сугубо личное мнение, основанное на собственных ощущениях).
Опыт нашей многострадальной страны, прожившей что только можно было прожить, очень четко демонстрирует всему миру, к чему может привести отсутствие сильного лидера. Расцвет истории нашего государства происходил от появления "собирателя земель", в каком-то смысле сильного диктатора, управленца, подкованного технологиями, ищущего методы развития и наблюдающего за другими.
Но вы только представьте: в мире единая политика выстраивания отношений с людьми, историей, культурой, экономикой... Миф о Вавилонской башне превратился бы лишь в блеклую иллюстрацию мира "того", который приводил к распрям и разобщенности. К нашему сегодняшнему миру.
Возвращение к коммунизму, к социализму? Нет. К новой формации, которую никто еще нигде не описал.
Наши фотографы, которые говорят на разных языках об одном и том же и оттого не умеющие выстроить между собой диалог на равных, это лишь пример той маленькой проблемы, которая затронута в "Прибытии". Можно ли объединить 30 человек между собой? Честно? Не думаю. Но можно попытаться. Можно ли объединить единой общностью семь с половиной миллиардов человек? Нет. И нет даже ни одного шанса.
Что это означает? Что "мы все умрем" так и не узнав мира и благоденствия? На этот вопрос мне хочется ответить так: "Мне все равно, что происходит дальше своего региона, дальше своего города. Я знаю о существовании сказочно теплых стран, фантастически высоких зданий, технологиях, расширяющих границы разумного, но мне важно навести порядок на своей территории. Я отказываюсь разбираться в международных отношениях, я закрываюсь от межрегиональных проблем, но я хочу быть сконцентрированной на своем доме, в котором тоже есть над чем работать. Пусть это сужение мышления, недооценка своего потенциала, вынесения приговора собственному развитию, но, мне кажется, что во все времена были люди, готовые повторить поступок Данко".
Язык - это оружие, оружие открывает время. Это возможность видеть будущее.
"Прибытие"- это, прежде всего, философский фильм. Читая рецензии о том, что "было скучно", "фильм затянут, но мне, в принципе, понравилось", "есть над чем подумать" - мне смешны. Смотреть его нужно в одиночестве, отложив проблемы и желание ответить кому-то в viber на обыденный, не стоящий вопрос. Это фильм, прежде всего, для людей мыслящих и способных тут же воссоздавать в голове ассоциативные связи между человеческими открытиями и их последствиями, готовых к анализу накопленного человечеством опыта и опыта собственного, который должен быть богаче, чем построение стандартной жизни с созданием семьи.
Это фильм, который для многих станет катализатором мыслей, до границ которых они ранее не доходили.
Хотите знать мое мнение по поводу мировых конфликтов? Нет лидера и нет общего языка. И сколько ни готовь деятелей сферы межкультурных коммуникаций, ими все равно будут лишь единицы из великого множества. Конфликты начинаются не из-за их неправильной коммуникации, а в Facebook и Вконтакте, Instagram и в переписке по электронной почте. Межконтинентальные конфликты не зависят от горстки людей, входящих в привилегированный клуб с золотыми клюшками для гольфа. Они зависят от простого населения, которое между собой-то не умеет комуницировать.
Почему это так? Потому что и педагоги говорят на разных языках. Единый уровень подготовки педагогов в стране? Единая система высшего образования? Не смешите! Если бы она была едина, то и стоимость в вузах так между собой не разнилась.
Язык - это, действительно, оружие. Именно он, отражающий картину мира, нажимает на спусковой крючок, красную кнопку, взрывает метро. Разгадать язык друг друга - значит, понять требования друг друга, понять надежды друг друга и заручиться сотрудничеством.
Зная чужие языки, ты на самом деле знаешь будущее. Его легко спрогнозировать, запрограммировать, потому что нет никаких неизвестных. Скучно ли будет жить в таком мире? Не думаю, потому что для каждого найдется занятие. Не будет цензуры мысли и действий, а общее стремление к благу.
Стремление к счастью - вот единственное желание каждого человека, только одни решают это желание развитием окружающего пространства, другие - его разрушением, чтобы выстроить на нем идеальный мир.
Правда ли, что изучая новый язык, ты начинаешь видеть мир по-другому? Перенимаешь другую картину мира?
Вопрос билингвизма до сих пор спорный в лингвистике. Большинство ученых все же склоняются к тому, что расширение культурного пространства (а язык является его одной из главных частей), влечет за собой проникновение в другие "миры", человеческие системы. Тот, кто узнал язык другого, прогрессивен, перспективен и объективен. Именно поэтому главную героиню и выбирают для передачи Смысла Жизни.
Постичь язык - постичь Время. Мы не знаем, как мыслят другие, поэтому мы сами себя загоняем в ловушки страха. Страх Смерти существует в нашей, европейской культуре, но его нет в странах Азии. Это проблема - языковая, если хотите более привычного определения - философская. Будете сейчас со мной спорить, но для меня Философия - это, прежде всего, наука о Языке. Это я поняла только после просмотра фильма. Наверное, поэтому я пошла учиться на филолога в свое время, догадываясь, что постигая Главное, могу приблизиться к постижению всего Бытия.
Жаль, что я не продвинулась в этом деле, свернув со сложного пути.
Как оправдание - у каждого есть понимания собственных возможностей, в одно время я поняла, что постижение культуры может привести меня к отказу от Жизни. Надо было выбирать - или дальнейшее развитие с вполне известным завершением, или прислушаться к врожденному животному инстинкту самосохранения.
"Война с инопланетянами"
Именно так называется решение всех проблем в фильме. Но война на самом деле не с ними, а с самими собой.
Единственные, кто является инородным телом на Земле, это мы сами. Потому что мы единственные, кто хочет беспочвенно все разрушать. В Природе любое разрушение оправдано - или речь идет о биологических цепочках, или о вынужденной эволюции и приспособлении видов к изменяющимся условиям. Я не могу сказать, что мы, истребляя друг друга, не умея разговаривать друг с другом даже внутри своей собственной семьи, делаем это из желания выжить.
Сейчас кто-то из вас может сказать "Ну, а как же выжить 7,5 миллиардам человек, не уменьшив в войне их численность? Ведь единственный путь к выживанию, так или иначе, приведет к невозможности содержания такого количества человеческой массы?". Но кто из вас готов пожертвовать своей жизнью ради "общего блага"? Вы ответите, что вас, конечно же, и нужно оставить в живых, а истреблять будем тех, кто не имеет к вам отношения. Любая война - это гибель близкого, готовы ли вы отвечать так же, зная и чувствуя боль утраты матери, отца, сестры или брата? Так ли вы будете говорить, оказавшись в госпитале и видя физические мучения других? Так могут говорить лишь те, кто никогда не сталкивался с серьезными проблемами, еще не понял, что потеря близкого человека возможна в увеличенном масштабе.
Да можно сойти с ума, если представить все это...
Делиться языком - делиться оружием
Те, кто прибывают на нашу Планету, готовы делиться "оружием". Их желание наводит панику среди главнокомандующих стран. Но это, опять же, проблема перевода значений, проблема языка. "Оружие", в понимании инопланетных существ, это "Дар". То, что способно разрушить, способно и сплотить. Владеть языком очень опасно, ведь тогда у тебя оказывается сила уничтожения другого. Прибывшие существа разницу между этими значениями понимали, потому что у них было Время, необходимое для размышлений.
"Вы спасете нас через 3000 лет". Как? - это единственный вопрос, который остался не отвеченным для меня после фильма. Но, думаю, я не внимательно слушала и смотрела, ответ должен быть в ленте. Можно увязать эту фразу с фразой главной героини, сказанной еще не родившейся дочери дочери, которая должна будет умереть в далеком будущем: у тебя "болезнь, которую не остановить". Возможно, прибывшие знают, что и их Время когда-то закончится, но пытаться что-то предпринимать, даже если ты знаешь итог, стоит.
Анна - так зовут не родившуюся дочку.
- Что означает мое имя?
- Это палиндром.
Чтение слова задом наперед порождает то же слово. Так и со Временем. Оно закольцовано.
А это уже вопрос современной науки, который мы видим реализованным сейчас во всех направлениях культуры и искусства. Суррогаты, симулякры, зеркальные миры, интерактивность с возможностью возврата в нужную точку, технологии, замедляющие процесс старения... Разве речь идет не о закольцованности времени? Не о поиске элексира молодости, остановки движения в пространстве, желания изменения отношений между собой и природой вещей, постижения этих отношений?
Если бы ты видел свою жизнь от начала и до конца, ты стал бы что-то менять?
Этот вопрос, звучащий в конце фильма, - Главный Вопрос.
Бионаука бьется над возможностью замедлить движение Времени или увеличить срок износа наших организмов, физическая наука пытается разрешить проблему одновременного существования частиц "здесь" и "там", изобрести корабль, курсирующий между прошлым и будущим. Но что даст это знание нам на самом деле? Не является ли эта сфера на самом деле тупиковой? Не заигралось ли человечество в придуманные им самим игры?
Мотив игры мелькает в фильме единожды - когда главной героине говорят, что китайский контакт с прибывшими может строиться по системе шахмат или карточной игры. В таком случае "заигрывание с иноязычными" может превратиться в игровую деятельность, где вопрос поражения и победы будет так же симуляцией. Это натолкнуло меня на мысль о спорности игрового метода в научении детей.
Педагоги протестуют против увлеченности подростками интернет-играми, но в то же время пишут монографии о том, что игровой метод является самым простым и эффективным в деле воспитания личности. Именно через игру могут постигаться практический опыт взаимоотношений между ребенком и предметами, ребенком и людьми. Но почему же симуляция деятельности такого рода позволительна, а симуляция, которую выбирает сам ребенок, - нет? Нет ли здесь какого-либо лукавства и мифа о двуликом Янусе? Или Протеизма?
Лиза - "избранная" прибывшими, потому что может разгадать их язык, в котором нет категории времени.
История про гептокодов - существах с семью ногами - для меня является прозрением.
Письменность, в которой значения слов "как они есть" достаточно для понимания Сущного.
Им требуется всего несколько секунд, чтобы сформировать Смысл, объясняющий Все, выразить его в форме кольца - идеальной геометрической формы.
Их письменность не имеет правого и левого прочтения, она создается одновременно с двух сторон, из отрывков слов и значений.
Моментальная скорость их восприятия информации и отражения мысли в символах умом не досягаема мной, но восхищает самой идеей возможного существования!
Лиза знает, что человек, вынужденно оказавшийся вместе с ней при разгадывании языка прибывших, станет отцом ее дочери, о существовании которой она не могла подозревать до момента встречи с существами. Она так же знает, что дочь умрет от болезни - "болезни, которой не остановить" (рак ли это? в фильме об этом не говорится). Она знает, что ее "знание будущего", в котором она признается человеку, еще не ставшим ее мужем, станет причиной ухода его из семьи.
Но из-за знания всей этой истории и ее конца она не перестает Жить.
"Если бы ты видел свою жизнь от начала и до конца, ты стал бы что-то менять?"
Что станет с людьми, если они разгадают свое будущее? Ничего не изменится.
Так зачем тратить силы на то, что не будет способствовать ... ничему?
Живите. Наслаждайтесь жизнью. Радуйтесь. "Я лишь чаще говорил бы близким, что люблю их".
Финал фильма более чем оптимистичен, хотя многие пытаются назвать "Прибытие" драмой.
На самом деле это один из самых жизнеутверждающи фильмов, в котором Жизнь бьет через край.
"История твоей жизни"
"История твоей жизни" - именно так в оригинале называется фильм и так называется повесть Тэда Чана. В российском прокте он "Прибытие" и, на мой взгляд, в данном случае фильм от этого только выиграл. То, что вопрос существования на земле, использования им самого главного "оружия", "дара" является философским, - факт. Каждый просмотревший эту ленту должен сам понять для себя, относится ли он к нему или нет.
Это удивительная ноябрьская история, говорящая о каждом человеке в отдельности и в то же время - обо всех сразу.
"Прибытие" - прекрасная метафора нас самих.