На форуме блогеров
SBERCAMP (сентябрь, Тюмень) я выиграла книгу Малкольма Гладуэлла "Гении и аутсайдеры" и обещала всем рассказать о ее содержании. Прошло почти два месяца после ее прочтения и только сейчас оказалось немного свободного времени, чтобы о ней написать. На самом деле "Гении" не произвели на меня wow-эффекта, на который я очень надеялась. "Произошла" бы она со мной лет 7 назад - поставила бы ее на самое видное место, выучила цитаты, все рассказанные истории и советовала в дружбу и не в дружбу. Сейчас же она, скорее, лишь подытожила все то, что интуитивно чувствовала все эти долги.
Суть проста:
Если ты будешь долго и упорно трудиться, то у тебя все получится.
Никогда не сдавайся, а если сдашься - значит, трудись с еще бОльшим упорством, потому что человека трудолюбивого сложно не заметить.
Об остальном - размышленческом и цитатном - можно прочитать под катом. Но я ОЧЕНЬ СОВЕТУЮ почитать и поделиться своими мыслями, потому что
это все вам очень близко...
Проект "Библиотека Сбербанка" - интересная корпоративная история. Вроде бы во всех книгах по настройки внутреннего пиара написано, что "собирайте свою
библиотеку в компании", "создавайте корпоративное издание", "осуществляйте несколько раз в неделю электронную рассылку", но на деле далеко не все крупные холдинги воплощают все инструкции в жизнь. "Сбербанк" пошел еще более затратным путем - помимо создание корпоративного телевидения, он ПЕЧАТАЕТ книги для сотрудников, которые, однако, можно купить в свободном доступе. Или получить в дар, как я. Но речь ведь не о "Сбербанке" сегодня, хоть и получилось, как будто рекламный пост пишу, да? Речь о великолепной книге американского мыслителя Малкольма Гладуэлла.
Я буду писать много цитат и свои пояснения. Надеюсь, что этот формат у вас оставит хорошие впечатления, не будет раздражать и требовать задавания дополнительных вопросов. Итак...
"Традиционные теории убеждают нас: долголетие зависит от того, кто мы есть, - от наших генов, от принимаемых нами решений. От того, что мы едим, насколько регулярно занимаемся спортом, качественным ли медицинским обслуживанием пользуемся. Мы не привыкли рассматривать здоровье в контексте культуры".
"Нельзя ограничиваться изучением одного человек. Необходимо понять, к какой культуре он принадлежит, кто его друзья и родственники, из каких мест он родом. Необходимо принять идею о том, что ценности того мира, в котором мы живем, и люди, которые нас окружают, оказывают глубочайшее влияние на нашу личность".
Перевожу: наши способности - не всегда заложены изначально. Многие из них формируются посредством окружающего пространства, поэтому не стоит однозначно говорить о том, что кому-то что-то свойственно, а кому-то что-то не свойственно. Нужно узнавать сначала об информационном поле, в котором человек вырос, а только потом делать выводы.
"Что больше всего интересует нас в успешных людях? Мы хотим знать, что они собой представляют, - какой у них характер, насколько они образованны, какой образ жизни ведут, какими талантами наделила их природа. По нашему убеждению, именно личностные качества помогают этим людям подняться на вершину успеха".
Эффект Матфея
разделение, распределение и дифференцирование
Эффект Матфея возник в качестве предположения Мертона, прочитавшего в Новом Завете следующие строки: "Ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет". Миф о том, что всю жизнь счастливчикам везет, а неудачникам - нет на столько живуч, что его, казалось бы, не искоренить:
"именно перед успешными людьми зачастую открываются особые возможности, ведущие к еще большему успеху. Именно богатые люди пользуются максимальными налоговыми льготами. Именно лучшим студентам преподаватели уделяют больше всего внимания".
Знакомо ли вам эта точка зрения? Слышали ли вы ее от своих друзей, близких, знакомых? Я - очень часто и в отношении себя - тоже. Многие говорили мне: "Конечно, ты будешь успешна, ведь с такими ногами/такой головой/такими родителями..." и все же секрет хорошего отношения ко мне вовсе не в физических или интеллектуальных качествах, а...
неужели ничего не стоит ждать тем, у кого "нет способностей" изначально? Кто не сумел вовремя их раскрыть? Неужели им предстоит раз и навсегда стать аутсайдерами, смериться с этой участью и больше не предпринимать никаких попыток вырваться из замкнутого круга? Бросайте камень в тех, кто считает, что для таких ребят "жизнь кончена" и что нельзя перевоспитать отпетого негодяя, нельзя пробиться к человеческим чувствам жестокого человека. Нужно пытаться и пытаться много.
Конечно, сейчас многие из вас вспомнят о ворах, убийцах и насильниках. Что их стоит убивать на месте, а не сажать в тюрьмы, давая им право на жизнь. Но вспомните истории, которые говорят все же и о перевоспитании многих из "негодяев", сумевших после выхода из тюрем социализироваться и стать порядочными гражданинами. Эти истории тоже есть и не нужно о них замалчивать.
Два пути построения мира
"Мир по образу и подобию модельного агентства наводит уныние и тоску, поскольку красота от рождения дается немногим. Мир, больше похожий на морскую пехоту, вселяет оптимизм: достижение успеха не будет зависеть от произвольных факторов".
Лично я живу в мире "войны", в мире морской пехоты, в котором свое место под солнцем можно получить за постоянное доказательство своей правоты, профессионализма, самореализацией. И все же - надо изучать "климат", в котором воспитывался и рос человек. Возможно, исправив восприятие мира, сформированное "не тем " воспитанием, можно изменить человеческую судьбу. И вот тут-то кроется необходимость индивидуальной психологической работы.
Помню, как ко мне в учреждении попали два подростка. Эту историю я рассказываю всем, когда нужно продемонстрировать важность силы желания вырваться из своей среды. Один был невероятно смышленнее, чем его сверстники, он в свои 14 лет уже управлял небольшим бизнесом, нанимая сотрудников и закупая по интернету стройматериалы. Он не создавал, но был прекрасным переговорщиком и продажником с взрослым голосом и складом ума. Он так ничему и не научился у меня за несколько месяцев, работая в тепле офиса нашего учреждения.
Второй был отдан "случайно". Он каждый день приходил к нам мести крыльцо. Убирал мусор, листья, срывал объявления со стен. Мне до сих пор кажется, что его семья была "сложной" да и он сам рассказывал, что в школе над ним многие смеются - он троечник и не понимает школьную программу, особенно не давалась ему математика... Он убирал прилежно и вскоре я заметила, что на улице нет столько мусора, чтобы он работал каждый день, тогда я попросила разрешить мне забрать его в офис. Так он стал работать еще и "внутри". Мне приходилось очень много времени тратить на его обучение. Мелкими шагами мы каждую неделю продвигались вперед. То, что за 5 минут делал первый подросток, давалось ему с трудом, но он все запоминал и горел желанием на следующий день сделать все лучше. Через несколько месяцев он научился многому, потому что сила его мотивации была в том, что он учился делать то, что никто не умел в его семье. А ему очень хотелось вырваться из нее и стать самостоятельным.
"Биологи часто говорят об экологии организма: самый высокий дуб в лесу вырос таким высоким не только потому, что рос из самого живучего желудя. Все дело в том, что другие деревья не заслоняли от него солнце, желудь попал в плодородную почву, пока деревце было молодым, зайцы не грызли его кору, дровосек не срубил его до того, как оно превратилось в могучего исполина. Все мы знаем, что успешные люди и группы происходят из самых живучих семян. Но достаточно ли мы знаем о солнце, обогревающем их, о почве, в которой они пустили корни, и о зайцах и дровосеках, с которыми им повезло не столкнуться? Эта книга не о высоких деревьях. Эта книга о лесе".
Вчера я слушала вебинар Национального ресурсного центра "Ментори", который объяснял педагогам всей нашей страны важность грамотного наставничества. И вы знаете, я согласна, что эту систему стоит вводить. Люди, которые готовы взять на себя обязательства вести за собой молодых ребят, помогать становиться им выше своего пространства, могут сделать очень много полезного для развития общества. Я готова повторить историю с подростками.
Правило 10 000 часов
А теперь вернемся к нашему взрослому кругу. Попробуйте сейчас вспомнить тех людей, кого вы считаете успешными, кого знаете лично. Интересно, какие качества в них вы отмечали или отмечаете сейчас? Наверное, упорство, целеустремление, излишнюю активность, умение держать себя на людях и красноречивость. Сомневаюсь, что эти "успешные люди" являются угрюмыми молчунами и достигли своего успеха без навыков коммуникации и имели раньше средние амбиции.
А, может быть, все дело в том, что они очень сильно чего-то желали, не сворачивали с определенного пути, который сами же себе начертили и при этом много-много работали для достижения своей цели?
"Всем участникам задали один вопрос: сколько часов вы практиковались с того момента, когда впервые взяли в руки скрипку, и до сегодняшнего дня? Почти все участники начали играть примерно в одном возрасте - лет в пять. В течение первых нескольких лет все упражнялись приблизительно одинаково - около 2-3 часов в неделю. Но примерно с восьми лет стали проявляться различия. Студенты, считавшиеся лучшими в классе, упражнялись больше всех остальных: к девяти годам по шесть часов в неделю; к 12 по восемь часов; к 14 по 6, и так до 20 лет, когда они стали заниматься - то есть целенаправленно и сосредоточенно совершенствовать свое мастерство - более чем по 30 часов в неделю. Таким образом, к 20 годам у лучших студентов в общей сумме набралось до 10 000 часов занятий. У средних студентов количество часов составляло 8000, а будущие учителя музыки репетировали не более 4000 часов".
"Ученые даже вывели волшебное число, ведущее к мастерству - 10000 часов".
Эти 10000 часов были и у Билла Гейтса, и Стива Джобса, и у любого другого миллионера, чье имя содержится в списке Forbs. Они просто слишком много работали для того, чтобы стать "успешными". Только и всего!
В книге "Гении и аутсайдеры" есть достаточно много интересных наблюдений, связанных с развитием успешных людей. Чаще всего, по мнению автора, успешными (тут нужно для начала определиться в понятиях, что такое успех) становятся вовсе не те, кто изначально рос в благожелательной среде, хорошими обеспеченными родителями и с высоким уровнем IQ. Деятели науки, получившие Нобелевские премии мира, чаще всего были выпускниками далеко не самых дорогих и престижных вузов. Это были люди, которые хотели выбраться из своего не самого высокого положения и поэтому старались доказать себе свою важность и значимость, совершая открытия.
Нет ничего страшнее для будущего "успешного человек", чем родиться в семье, в которой все хорошо. В которой нет никаких лишений. Однако, есть в этом и очень большие плюсы.
"дети из бедных семей отличаются "выраженной сдержанностью", недоверием и зажатостью". Они не умеют добиваться желаемого и не знают как - по меткому выражению Ларо - "подогнать" ту или иную ситуацию под свои цели". "как ни прискорбно, исследования Термана показало: практически ни один вундеркинд из низших социальных слоев не добивался известности".
Так в чем же дело?
Надо объединяться!
"пришлось прокладывать себе путь в одиночку, но ведь водиночку никто не добивается успеха 0 ни рок-звезды, ни профессиональные спортсмены, ни компьютерные миллиардеры, ни даже гении".
Выводы, которые тоже могут быть вам интересны
"Первый - дети из неимущих семей просто не обладают врожденными способностями к обучению в отличии от детей, принадлежащих к привилегированным слоям общества. Они не такие умные. Второй - чуть более оптимистичный - наши школы не приспособлены к обучению детей из бедных семей: мы не в состоянии привить им необходимые навыки".
"на протяжении всех лет обучения в начальной школе дети из бедных семей ничему не учились во время каникул", тогда как если "его семья принадлежит к привилегированному классу, он ходит в музеи, участвует в специальных программах, посещает летний лагерь, где проводятся занятия, а когда ему станет скучно, всегда найдется что почитать".
То, к чему в результате своих размышлений приходит Малькольм Гладуэлл, удивительным обрзом соотносится со словами Юрия Крупнова (Москва), которые я слышала
на круглом столе несколько лет назад в Ханты-Мансийске. Речь тогда шла о внезапно выросшем количестве отравлений миксами и солями в молодежной среде. Крупнов тогда поразил всех тем, что предложил в качестве профилактики наркомании не увлекать молодежь в мероприятия и события, а лишить их альтернативы проведения досуга. Вместо танцев - загрузить учебой и в качестве примера привел Новосибирский Академгородок, где библиотеки работают чуть ли не ночами, а преподавателями задается слишком много заданий на самостоятельное изучение, что времени на развитие пагубных привычек попусту не остается.
"Мы можем вручить Марите ноутбук, законодательно оформить обязательный для усвоения материал, вдвое уменьшить численность учеников в ее классе и отстроить красивую новую школу. Но все эти решения ситуацию не изменят, ведь ее проблема не связана со школой: ей не повезло с семьей и районом проживания. И что же она сделала? Единственный выход - расширять границы школы до тех пор, пока она не вытеснит дом и район".
Гениально, не правда ли?
Поэтому прежде, чем кому-то давать "диагноз" по поводу их неуспешности или отсутствии способностей, давайте смотреть на среду, в которой рос человек. Заменять ее на другую, а уж потом спрашивать с него достижения.