Начало... Продолжение... Giulio Meotti
В мусульманской крепости Роттердам (окончание)
Другой человек, который готов к адаптации, это режиссер Геррит Тиммерс. Его слова иллюстрируют явление, которое Вилдерс называет "самоисламизацией". Первый случай самоцензуры имел место в Роттердаме, в декабре 2000 года. Тиммерс, режиссер театральной группы Onafhankelijk Toneel, хотел поставить спектакль о жизни жены пророка Мухаммеда Айши. Спектакль был бойкотирован мусульманскими актерами труппы, когда стало ясно, что он станет мишенью для исламистов. "Мы с энтузиазмом относятся к постановке, но нам страшно", - сказали ему актеры. Композитор Наджиб Херради сообщил, что он устраняется "во благо моей дочери". Газета "Handelsblad" опубликовала эту истории под заголовком "Тегеран на Маасе" (Маас - название красивой реки, которая протекает через Роттердам).
"Я уже сделал три работы о жизни марокканцев, поэтому я хотел бы иметь в труппе мусульманских актеров и певцов, - рассказывает нам Тиммерс. - Потом они говорят мне, что это опасное дело, и они не смогут участвовать, поскольку им угрожают смертью. В Рабате об этом бы и разговора не было, в конечном итоге мы бы кончили, как Салман Рушди. Для меня было более важно продолжать диалог с марокканцами, а не провоцировать их. По этой причине, я не вижу проблемы в том, что мусульмане хотят отделить мужчин от женщин в театре".
Давайте пойдем навстречу режиссеру, который принес шариат в голландские театры, Салахеддину Бенчихи. Он молодой, современный, уверенный в себе, отлично владеет английским. "Я защищаю решение отделить мужчин от женщин, потому что здесь есть свобода самовыражения и организации. Если человек не может сидеть там, где он хочет, это дискриминация. Существуют два миллиона мусульман в Голландии, и они хотят, чтобы их традиция признавались обществом, все меняется. Мэр Абуталеб поддержал меня."
Год назад город гудел, когда газета опубликовала письмо Бухра Исмаили, роттердамского городского советника: "Слушайте сюда, придурки! Мы здесь, чтобы остаться. Вы здесь иностранцы, и Аллах на моей стороне. Я не боюсь ничего. Послушайте мой совет: примите ислам, и вы обретете мир!" Просто пройдитесь по улицам города, и вы сразу же поймете, что во многих кварталах вы не в Голландии. Это прямо Ближний Восток. В некоторых школах существует "комната тишины", где мусульманские ученики, которые составляют большинство, могут молиться пять раз в день. Там есть постеры с видами Мекки, коран, а также возможность совершить омовение перед молитвой. Другой городской советник мусульманин Брахим Бурзик потребовал установить знаки с указанием направления на Мекку в различных частях города .
Сильвен Эфименко (Sylvain Ephimenco), франко-голландский журналист, живет в Роттердаме уже двенадцать лет. В течение двадцати лет он работал корреспондентом "Libération" в Голландии, и гордится своей леворадикальной репутацией. "Даже несмотря на то, что я больше в это не верю", - говорит он, приветствуя нас в своем доме с видом на один из маленьких каналов Роттердама. Неподалеку отсюда находится мечеть Аль-Наср имама Халиля аль Мумни, который, когда гей-браки были легализованы, характеризовал гомосексуалистов как "больных людей, которые хуже, чем свиньи". По внешнему виду мечети больше двадцати лет, она была построена первыми марокканскими иммигрантами. Мумни написал брошюру "Путь к мусульманству", которая распространяется в мечетях Голландии, где он поясняет, что гомосексуалистам следует отрезать головы и "вывешивать их на самых высоких зданиях в городе". Рядом с мечетью Аль-Наср мы зашли в кафе только для мужчин. Напротив находится халалная исламская скотобойня. Эфименко автор трех эссе о Голландии и исламе, и сегодня он популярный колумнист в левой христианской газете "Trouw". Он очень хорошо понимает этот город, который, возможно, даже больше, чем Амстердам, воплощает в себе трагедию Голландии.
"Это не совсем верно, что Вилдерс получает голоса только от маргиналов, это знают все, даже если об этом не говорят. - рассказывает он нам. - Сегодня образованные люди голосуют за Вилдерса, хотя сначала его поддерживал только голландский низший класс, татуированная толпа. Многие люди с высшим образованием и левые голосуют за него. Взять хотя бы эти исламские головные платки. За моим домом есть супермаркет. Когда я приехал, не было ни одного платка. Теперь все до единой женщины-мусульманки в чадре. Вилдерс не Хайдер. Его позиция и не правая и не левая, он типичный голландец. Здесь есть даже часы в бассейне, отведенные для женщин-мусульманок. Во всем этом причина голосования за Вилдерса. Исламизация, эта глупость с театром должны быть остановлены. В Утрехте есть мечеть где они представляют городские услуги отдельно для мужчин и для женщин. Голландцы боятся. Вилдерс против Франкенштейна мультикультурности. Я всегда был левым, но теперь должен сказать: хватит, мы уже достигли предела. Я чувствую, что идеалы Просвещения преданы из-за этого добровольного апартеида, в моем сердце я чувствую смерть идеалов равенства мужчин и женщин и свободы самовыражения. Здесь слева конформизм, а правые могут дать лучший ответ на безумие мультикультурности".
Один из профессоров университета Эразмус в Роттердаме это Тарик Рамадан, известный швейцарский исламский ученый, который также является специальным городским советником. Некоторые заявления Рамадана против гомосексуализма были опубликованы в Голландии самым известным гей-журналом "Gay Krant", редактируемым популярным журналистом Хенком Кролом. На видеокассете Рамадан называет гомосексуализм "болезнью, расстройством, дисбалансом". На кассете Рамадан также высказывается о женщинах: "находясь на улице, они должны опускать свои глаза, смотреть на землю". Партия Вилдерса потребовала распустить городской совет, а исламскому ученому из Женевы предложила собирать чемоданы, но вместо этого его полномочия были продлены еще на два года. Это происходит в то время, когда за океаном администрация Обамы подтвердила запрет Рамадану на въезд в Соединенные Штаты. В одной из видеозаписей, которые есть у Крола, Рамадан поучает женщин: "Аллах установил важное правило: если вы пытаетесь привлечь внимание с помощью косметики или своим внешним видом и поведением, у вас неправильная духовная ориентация".
"Когда убили Пима Фортёйна, мы все были в шоке, потому что человека убили за то, что он сказал. - говорит Крол. - Это больше не моя страна. Я решил уехать из Голландии, но куда? Здесь мы критиковали все: и католическую церковь и протестантов. Но когда мы стали критиковать ислам, они ответили нам: вы создаете новых врагов!"
По мнению Эфименко улица - секрет успеха Вилдерса: "В Роттердаме три огромные мечети, одна из них является крупнейшей в Европе. Все больше и больше исламских головных платков, из мечетей идут исламистские импульсы. Я знаю многих людей, которые покинули центр города, чтобы переехать в богатые белые пригороды. Мой район бедный и черный. Речь идет об идентификации, на улицах больше не услышишь голландской речи, говорят на арабском и турецком языках."
Дадим слово человеку, который унаследовал колонку Фортёйна в газете "Elsevier". Его зовут Барт Ян Спрейт (Bart Jan Spruyt). Это крепкий молодой протестантский интеллектуал, основатель Общества Эдмунда Берка, но прежде всего он известен как соавтор «Декларации независимости» Вилдерса и его коллега с самого начала. "Здесь иммигранту больше нет необходимости бороться, учиться, работать, он может жить за счет государства, - рассказывает Спрейт. - Мы в конечном итоге создали параллельное общество. Мусульмане составляют большинство во многих районах, и живут по шариату. Это больше не Голландия. Наши свободы обернулись против нас, пошел процесс самоисламизации".
Спрейт был одним из близких друзей Фортёйна. "Пим говорил то, что народ понимал уже в течение десятилетий". Его атаковал истеблишмент и журналисты. Когда он пошел в политику, это было большим облегчением для людей, они называли его «белым рыцарем». В последний раз я разговаривал с ним за неделю до того, как его убили. Он сказал мне, у него есть миссия. Его убийство не было актом одинокого сумасшедшего. В феврале 2001 года Пим объявил о том, что он хотел бы изменить первую статью Конституции Нидерландов о дискриминации, поскольку, по его мнению, она убивает свободу слова, и он был прав. На следующий день в голландской церкви, которая в основном пуста и используется для публичных собраний, был зачитан дневник Анны Франк в качестве предупреждения Фортёйну. Пим был настоящим католиком, больше, чем мы думаем, в своих книгах он выступил против современного общества, без отцов, без ценностей, пустого, все отрицающего".
Эрик Рипке известный в городе художник. Его студия находится вблизи мечети в Insuindestraat. Будучи шокированым в 2004 году убийством режиссера Тео Ван Гога голландским исламистом, Крис решил нарисовать ангела на стене своей студии и написать библейскую заповедь «Не убий!» В находящейся рядом мечети нашли эти слова "оскорбительными" и пожаловались мэру Роттердама, которым в то время был либеральный Иво Општельтен. Мэр приказал полиции стереть картину, поскольку она была "расистской". Вим Ноттрот, тележурналист, установил на этом месте палатку протеста. Полиция арестовала его, и его фильм был уничтожен. Эфименко сделал то же самое в своем собственном окне: "Я выставил большой белый лист с библейскими заповедями. Пришли фотографы и корреспонденты радио. Если больше нельзя писать "Не убий!" в этой стране, можно сказать, что вы находитесь в тюрьме. Это как апартеид: белые живут с белыми и чернокожие с чернокожими. От исламизма веет холодный ветер, он хочет изменить структуру страны". Эфименко полагает, что часть проблемы заключается в дехристианизации общества. "Когда я прибыл сюда, в 60-е годы, религия умирала, имело место уникальное событие в Европе - коллективная дехристианизация. А потом мусульмане вернули религию обратно в центр общественной жизни. С помощью антихристианской элиты".
Вернемся к прогулке по исламским кварталам. В Oude Westen живут только арабы, женщины закутаны с головы до ног, этнические продуктовые магазины, исламские рестораны, торговые центры с песнями на арабском языке. "Десять лет назад все это так не било по мозгам," - говорит Эфименко. За его домом в процветающен районе среднего класса с двухэтажными домами произошла исламизация окрестностей. Везде мусульманские знаки. "Посмотрите на все эти турецкие флаги, вот хорошая церковь, но она пуста, никто в нее больше не ходит. - В середине одного из кварталов стоит мечеть с арабскими письменами на ней. - Это когда-то была церковь."
Неподалеку отсюда стоит самый красивый монумент в Роттердаме. Это небольшой гранитный памятник Пиму Фортёйну. Блестит бронзовая голова, рот, кажется, произносит его последнюю речь в защиту свободы слова.
Надпись по-латыни:
Loquendi libertatem custodiamus
Давайте соблюдать свободу слова!
Каждый день кто-то приносит сюда цветы.