Не пора ли восстановить Речь Посполиту ?

Apr 08, 2023 08:54




Вы помните наверное книжку Фридмана - Следующие 100 лет - Прогноз событий XXI века - я ее обозревал много раз, в том числе и исполнение прогнозов Фридмана. Одним из ключевых предположений Фридмана в книге был прогноз о том, что роль Германии снизится а роль Польши, которая станет форпостом Америки в Европе - наоборот увеличится. И вот сейчас, через год после начала войны в Украине, мы видим как это прогноз исполняется. Настолько, что пошли разговоры о возрождении восточного вала Западной цивилизации на границах России в виде объединенной Речи Посполитой, или возрождении Великого Княжества Литовского - от моря до моря. Эти разговоры стали настолько серьезными, что об этом уже публикуют статьи в авторитетном еженедельнике Foreign Policy, и сравнивают там возможное объединение Украины и Польши с воссоединением Германии. Еще более удивительно, что и Патрушев и Путин постоянно предлагают Польше разделить Украину между Россией и Польшей, абсолютно не понимая, что тем самым Россия получит на западной границе грозного и мощного врага. Врага с сопоставимым по численности населением, жестко мотивированным против экспансии России и с вооруженным самым современным западным оружием. Более того, если Путин применит ядерное оружие против Украины, то современная Речь Посполитая несомненно поставит себе целью обладание таким же оружием. И технологические возможности Украины позволяют этого достичь.

Таким образом Украина быстро вступает в НАТО и ЕС и получает все преференции такого членства. И Путин с компанией оказываются у разбитого корыта. Тысячи убитых русских солдат погибли получается бесцельно - НАТО уже здесь, ЕС уже на границе с Брянской и Курской областью. Более того, через 10 - 20 лет после этого, быдланам Донецка станет четко ясно, что они потеряли, выйдя из Украины. Украины, которая мгновенно оказалась в Евросоюзе с всеми соответствующими из этого факта преференциями. И то же касается белорусов и русских. Наверняка Запад сделает пример развития страны выбравшей Запад вместо Востока. И соответственно развиваясь, повторив путь Балтии с 1990 по 2008 год, Украина в союзе с Польшей и Балтией имеет все шансы на успех. Перевод статьи под катом ниже

Пора вернуть польско-литовский союз
Политическая конструкция, созданная почти 700 лет назад, сегодня предлагает решения для Европы.

В 1386 году последний языческий правитель Литвы Ягайла женился на малолетней королеве Польши Ядвиге, тогда еще юной. Брак создал политический союз между Польшей и Великим княжеством Литовским, который охватывал большую часть сегодняшней Беларуси и Украины. Тем самым он решил двоякую проблему. Во-первых, он помог объединить обширные восточноевропейские территории, включая земли бывшей Киевской Руси, в лоно западного христианства. Во-вторых, союз обратился к насущной проблеме безопасности, стоящей перед поляками и литовцами: угрозе тевтонских рыцарей.

Речь Посполитая впоследствии стала одной из крупнейших стран Европы и увлекательной лабораторией политического управления, которую довольно подробно изучали отцы-основатели Соединенных Штатов, в частности, в «Федералистских записках». После падения династии Ягеллонов она превратилась в выборную монархию, похожую на города-государства Италии, но действовавшую в гораздо большем масштабе. Законодательный орган Содружества и местные сеймы следовали принципу единогласия - подобно тому, как это делает сегодня Европейский совет по многим вопросам. Атмосфера религиозной терпимости и свободы Содружества, которой наслаждалась его знать, представляла собой разительный контраст абсолютистским монархиям Западной Европы, не говоря уже о трагической истории, которая последовала за кончиной Содружества в 1795 году.

Что, если бы подобное политическое решение было доступно для проблем, стоящих сегодня перед Украиной и Польшей?

Аргумент в пользу явного политического союза между двумя странами основан не на ностальгии, а на общих интересах. Безусловно, благодаря четырем векам общей истории в рамках Речи Посполитой большая часть сегодняшней Украины (и Беларуси) имеет гораздо больше общего с Польшей, чем с Россией, несмотря на заявления российских пропагандистов об обратном и несмотря на тот факт, что отношения часто были очень сложными, о чем свидетельствуют события Всемирного потопа 17 века, в первую очередь восстание Хмельницкого и его противоречивые интерпретации поляками и украинцами.




Однако перенесемся в настоящее и ближайшее будущее. Обе страны сталкиваются с угрозой со стороны России. Сегодня Польша с хорошей репутацией является членом ЕС и НАТО, в то время как Украина стремится присоединиться к обеим организациям, мало чем отличаясь от Великого княжества прошлых лет, стремящегося стать частью основной, христианизированной Европы. Даже если война Украины против России закончится решающей победой Украины, изгнавшей деградировавшие российские войска из страны, Киеву предстоит борьба за вступление в ЕС, которая может длиться десятилетиями, не говоря уже о получении надежных гарантий безопасности от Соединенных Штатов. Плохо управляемые, нестабильные страны Западных Балкан, склонные к российскому и китайскому вмешательству, служат предупреждением о том, к чему может привести затянувшийся «статус кандидата» и нерешительность европейцев. Вместо этого представьте, что в конце войны Польша и Украина образуют общее федеративное или конфедеративное государство, объединяя свою внешнюю и оборонную политику и почти мгновенно вводя Украину в ЕС и НАТО. Польско-украинский союз станет второй по величине страной в ЕС и, возможно, его крупнейшей военной мощью, обеспечивая более чем адекватный противовес франко-германскому тандему - то, чего ЕС очень не хватает после Brexit.

Для Соединенных Штатов и Западной Европы союз стал бы постоянным средством защиты восточного фланга Европы от российской агрессии. Вместо беспорядочной, несколько хаотичной страны с населением 43 миллиона человек, застрявшей на ничейной земле, Западная Европа будет защищена от России грозной страной с очень ясным пониманием российской угрозы. «Без независимой Украины не может быть независимой Польши», - заявил лидер Польши в межвоенный период Юзеф Пилсудский, выступая за восточноевропейскую федерацию под руководством Польши, включающую Литву, Беларусь и Украину, - по сути воссоздание средневекового содружества.

Это не разговоры о фантастике. В начале войны Польша приняла закон , разрешающий украинским беженцам получать польские идентификационные номера, что давало им, таким образом, доступ к целому ряду социальных и медицинских льгот, обычно предоставляемых гражданам Польши. Украинское правительство пообещало ответить взаимностью , предоставив полякам в Украине особый правовой статус, недоступный другим иностранцам. С более чем 3 миллионами украинцев, проживающих в Польше, включая значительное довоенное население, культурные, социальные и личные связи между двумя народами крепнут с каждым днем.

Есть также один очевидный прецедент политического союза, который значительно изменил баланс сил в ЕС и преодолел многие препятствия, с которыми столкнется перспективный польско-украинский союз: воссоединение Германии. После первых свободных выборов в Восточной Германии в марте 1990 года новое христианско-демократическое правительство быстро заключило договор о валютном, экономическом и социальном союзе между Восточной и Западной Германией, вступивший в силу 1 июля того же года. Не только немецкая марка стала законным платежным средством в Восточной Германии, но и восточная Германия приняла западногерманское законодательство, регулирующее экономическую деятельность - от антитрестовского, трудового и экологического регулирования до защиты прав потребителей - и приступила к демонтажу любых оставшихся остатков коммунистического правления.

Это был только первый шаг к политическому объединению. За этим последовало присоединение Восточной Германии к конституции Германии, Основному закону, подобно тому, как это сделала земля Саар, присоединившаяся к Западной Германии в 1956 году. будет заменен западногерманским законодательством, как и в какие сроки. В то же время соглашение между канцлером Гельмутом Колем и советским лидером Михаилом Горбачевым летом 1990 года расчистило путь объединенной Германии к членству в НАТО и Европейском экономическом сообществе (ЕЭС). В ЕЭС объединение Германии вызвало пересмотр договора, что в конечном итоге привело к отказу Германии от своей любимой немецкой марки в пользу евро.

Нельзя преуменьшать сложность объединения, особенно его правовых и нормативных аспектов, которые еще больше осложнялись европейскими обязательствами Германии. Тем не менее пример Германии показывает, что такое упражнение возможно при наличии достаточной политической воли. Менее чем через 11 месяцев после падения Берлинской стены восточные немцы стали полноправными гражданами Федеративной Республики 3 октября 1990 года.

Есть некоторые очевидные различия между сегодняшней польско-украинской ситуацией и немецкой в ​​начале 1990-х годов. Во-первых, несмотря на общую культуру, историю и языковые связи - а также наличие большого количества украинцев в Польше - идея «поглощения» Украины Польшей явно не подходит. В отличие от 1990 года, когда восточные немцы боролись за то, чтобы принять существующий основной закон Западной Германии и, по сути, всю правовую и политическую систему своих более развитых демократических кузенов, польско-украинский союз потребовал бы разработки нового конституционного документа и создания общих федеральные или конфедеративные институты - в дополнение к тому, что было бы сложным договором об объединении.

Субсидиарность должна быть руководящим принципом таких усилий, особенно потому, что целью объединения не будет стирание украинской идентичности или государственности - как раз наоборот. Области, в которых польское законодательство должно при первой же возможности войти в украинскую правовую систему, это те, которые необходимы для эффективного функционирования Украины в рамках ЕС и его единого рынка. Однако есть и другие области, где такая гармонизация не нужна - либо потому, что они полностью выходят за рамки компетенции ЕС, либо потому, что украинцы могут найти способы соблюдать законодательство ЕС на своих условиях в заранее определенные сроки.

Возможно, самая большая проблема воссоединения Германии заключалась в экономическом разрыве между двумя составными частями. По оценкам , с 1990 года с Запада на Восток было переведено более 2 триллионов долларов , или около половины годового ВВП Германии, в основном в виде трансфертов через систему социального обеспечения. В реальном выражении доходы Восточной Германии составляли примерно одну треть доходов на Западе - такая же разница, как между Украиной и Польшей до войны. Основное различие, конечно же, заключается в относительных размерах двух стран: если население Восточной Германии составляло лишь четверть населения Западной Германии, то население Украины больше, чем население Польши.

Неразумно ожидать, что польская система социального обеспечения станет основным средством перераспределения на восток; на самом деле польские налогоплательщики вообще не должны платить по счетам за реконструкцию Украины и ее догоняющий рост. Помимо российских активов - в частности, 300 миллиардов долларов, формально все еще хранящихся в ее центральном банке, которые в настоящее время заморожены в западных финансовых капиталах, - ЕС и его богатые западноевропейские государства-члены должны будут активизироваться. Но это не новость, независимо от характера послевоенного политического урегулирования. Что нового в идее польско-украинского союза, так это то, что его появление создаст политическую и правовую среду, в которой потраченные деньги будут направлены не на страну, застрявшую в приемной ЕС, а на государство-член, со всеми строгостью и тщательностью, которые сопутствуют этому.

Есть много потенциальных возражений. Центральным является реалистичность идеи. Зачем полякам браться за радикальное предприятие таких масштабов? И почему западноевропейские страны соглашаются (и в значительной степени платят за это) приход новой европейской державы, которая безвозвратно смещает центр тяжести ЕС на восток?

Ответ на первый вопрос прост: российская агрессия и ее провал открывают новые возможности для государственного управления. Политическое лидерство заключается в том, чтобы творчески реагировать на вызовы своего времени, а не пытаться применить старый набор инструментов (в данном случае подход в стиле 1990-х годов к расширению ЕС и НАТО) в новой ситуации. Польско-украинский союз вполне может быть самым прямым путем, с помощью которого послевоенная Украина превратится в стабильную, процветающую и сильную страну, которая сможет держать Россию в страхе, что очень отвечает интересам Варшавы.

Что касается второго вопроса, то обратите внимание, что Брюссель, Берлин и Париж уже взяли на себя обязательства по расширению ЕС путем предоставления Украине статуса кандидата со всеми вытекающими отсюда последствиями. Явный политический союз между Польшей и Украиной сделал бы невозможным уклонение от этого обещания, как можно было бы ожидать в конечном итоге. Противодействие такому союзу, кроме того, означало бы противодействие одному из основных атрибутов национального самоопределения Украины, которое европейские лидеры неоднократно клялись защищать.

Вот где в игру вступает лидерство США. Учитывая инвестиции, уже сделанные в успех Украины на поле боя, которые намного превышают вклад Западной Европы, американцы очень заинтересованы в том, чтобы превратить Украину в историю успеха, особенно когда сама война отодвигается в зеркало заднего вида. Учитывая хроническую беспомощность старой Европы, иллюстрируемую злоключениями ЕС на Балканах, будущее Украины слишком важно, чтобы оставлять его в руках Брюсселя, Парижа и Берлина. Если Варшава и Киев были готовы активизироваться и решить восточноевропейскую проблему раз и навсегда, администрация США должна была заручиться поддержкой Польши и Украины.

это интересно, прогнозирование, путин не их президент

Previous post Next post
Up