«Народ безмолвствует» - заключительные слова последней сцены трагедии Пушкина «Борис Годунов», блестяще отражающие перманентное состояние народных масс, подавляющее большинство которых остаются в таковом состоянии даже в дни великих потрясений...
Ещё в V веке до нашей эры, при Перикле, Народное собрание в Афинах порой не могло собрать кворума, потому что граждане перестали являться на него. Предлагалось установить вознаграждение за участие в Народном собрании. Перикл категорически не соглашался с этим, рассматривая участие в собрании первейшим долгом гражданина.
После смерти Перикла плату за участие в общественной жизни, всё же ввели: каждому явившемуся в Народное собрание стали платить по одному оболу. В дальнейшем «тариф» за выполнение гражданского долга стал возрастать...
Потом уже Аристотель указывал, что не всякий человек является гражданином, но «гражданин только тот, кто стоит в известном отношении к государственной жизни, кто имеет или может иметь полномочия в деле попечения о государственных делах или единолично, или вместе с другими». Видя политическую пассивность народа, Аристотель полагал, что бедным надо платить за исполнение гражданских обязанностей, а богатых штрафовать за уклонение от оных...
В России, организаторы крестного хода в Новодевичий монастырь в 1598 году, чтобы просить Бориса Годунова идти на царство, столкнулись с проблемой нежелания народа участвовать в этом, хотя Годунов и пользовался популярностью. Пришлось собирать народ под угрозой наказания. С.М. Соловьёв пишет: «...в Новодевичьем монастыре сохранилось такое предание: «Народ неволею был пригнан приставами, нехотящих идти велено было и бить и заповедь положена: если кто не придет, на том по два рубли править на день...»
Безразличие и апатия народных масс часто приводили в отчаяние революционеров всех мастей. Так Ф. Энгельс отмечал, что народу присуща долгая, переходящая от поколения к поколению привычка к подчинению. Н. Г. Чернышевский писал о народных массах, что они проявляют абсолютное равнодушие к политическим вопросам и слепо следуют за теми политическими руководителями, кто взял над ними власть. «Масса нации ни в одной еще стране не принимала деятельного, самостоятельного участия в истории», - писал он...
В английской революции (середина 17 века), участь народа и государства решала армия Оливера Кромвеля, которая составляла менее 1 процента английского народа...
В Великой французской революции (конец 18 века) участвовало около 2 процентов французского народа... Когда пришёл Наполеон, то он увлёк за собой значительно больше народу, но уже как пастух, как император, как «лидер нации»...
В Июльской революции во Франции (1830 год) участвовало менее 1 процента французского народа...
Простейшим, безопасным и необременительным участием в государственной жизни является участие в выборах власти. Но даже в этом простом и недолгом мероприятии редко в какой стране и когда активность избирателей серьёзно превышает 50 процентов... Сущностное политическое безразличие народных масс проистекает от внутреннего желания иметь лидера, вожака, который будет принимать решения за всех, поведёт за собой народ, аки стадо... И - лидеры (вожаки) находятся...
Политическая апатия народных масс проявляется и в сохранении собственного государства. Так всесоюзный референдум 17 марта 1991 года о сохранении СССР показал, что большинство народа желало сохранения Советского Союза. Когда же совершился беловежский сговор, как нарушающий Основной закон страны, так и идущий против, выраженной на референдуме, воли народных масс. И что же народ ...?..
Финальная ремарка великой трагедии Пушкина отражает иррациональное существо народной массы: «Народ безмолвствует»...