Астрономические настолки, часть 2: Ураномахия Уильяма Фолька

Dec 04, 2024 14:00

Почти неделю разбирался со второй астрологической настолкой, уже не средневековой, а XVI века. Оказалась очень сложной своим по правилам, а я старался вникнуть во все детали. Материалов по ней практически нет, на португальский инструкцию к игре о 50-ти страницах перевёл Thiago do Amaral de Carvalho e Silva в 2015 году и защитил дисер, но ни перевод, ни диссертация недоступны, пришлось покрутиться.

Правила игры сложные и запутанные, так что текста будет много, а вспомогательные таблицы я опускаю, хотя могу и выложить, буде интересно.



Схема из инструкции к игре



История

Вообще-то Уильям Фольк (William Fulke, 1538 - 1589) - английский богослов и, например, в английской Wiki описывается в основном как полемист с католиками за чистоту веры. Однако его полемический дар обращался и против других течений современной ему мысли, уклоняющихся от правильной пуританской линии. В частности, он зло полемизировал с астрологами и так, например, в Antiprognosticon'е гнобил современного ему Нострадамуса: Слишком много тех, кто отворачивается от пастырей и проповедников, чтобы слушать торгаша с непонятным языком, а наш хитрый Нострадамус так хорошо умеет приукрашивать свои предсказания темными и неясными иносказаниями, что никому не удается уловить их смысл.

Тем удивительнее, что в 1571 Фольк вдруг публикует описание настольной астрологической игры под названием Ураномахия (Ouranomachia, буквально - «Небесное сражение»), основанное на чистой астрологии. Игра эта намного сложнее кастильской, и подробное её описание заняло у Фолька 50 страниц ин-кватро, в основном содержащих астрологические подробности и пояснения. (Изобретение настольных игр явно было хобби богослова: ещё до Ураномахии в 1563 году он публикует также Ритмомахию, восходящую к средневековой игре «Захват», ок. 1030 г., популярной в монастырях и очень сложной игры, а в 1566 представляет геометрический вариант средневековой «арифмахии», Метромахию).

Если настолка Альфонса Кастильского и повлияла на появление Ураномахии (это вполне возможно, ведь передача астрономических традиций из Испании в Англию в позднее средневековье шло довольно активно), то влияние это только на уровне идеи: принципы двух игр совершенно разные. Кастильская игра чисто вероятностная и зависит от случайного выбрасывания кости, а в ураномахии игроки сами выбирают из допустимых предпочтительные ходы, это игра «пешечная», или, возможно, определённый вариант «манкалы» (в том смысле, в каком к манкалом можно отнести и шахматы).

Доска и правила расстановки

В игре участвуют два игрока, каждый из которых владеет полным комплектом планет из 7 фишек. Получается, это противостояние двух планетных систем.

Игра ведётся на круглом поле, разделённом на 12 знаков и 360 градусов, при этом представлено фактически два зодиакальных круга: внешний и внутренний, по которым и движутся игровые фигуры. Два зодиака развёрнуты друг относительно друга на 180 градусов, так что «внутренний» Овен совпадает с «внешними» Весами, Телец - со Скорпионом и т.д.

(Устройство игрового поля наводит на сомнения в реальности такой игры: играл ли кто-нибудь в неё на самом деле или она "бумажная"? Чтобы «ходить» фишками по 360 градусам, нужно чтобы ячейки были размером, ну, пусть 1 см. Значит, диаметр игрового поля будет больше 1 метра (потому что 2πR). Играть на таком поле семью мелкими фигурками?.. Сомнительная затея.)

В начале игры фигуры находятся в своих знаках, но в отличие от кастильской, в английской каждая стоит в конкретном градусе: Солнце стоит в 16-м градусе Льва, Луна - в 8-м градусе Рака и т.д. (есть таблица). Откуда взялись эти значения градусов, не ясно, вроде бы в астрологии нет указаний на эту тему.

Затем игроки начинают ходить своими фишками с целью «захватить» планеты противника и главное - захватить его Солнце: это победа!

Правила ходов

Игроки ходят по очереди и каждый раз могут ходить любой неблокированной фишкой: нет никаких правил чередования фигур. Формально, например, можно всю игру ходить только Солнцем, нет возражений.

Правила ходов для разных планет достаточно сложные, по крайней мере многосоставные и за ними нужно внимательно следить. Они составлены так, чтобы эмулировать движение планет по небу в соответствии (более или менее) с птолемеевской системой мира. В частности, Солнце движется всегда на один градус; у Луны большая свобода: она может перемещаться от 12 до 15° за ход (что соответствует неравномерному движению реальной Луны по орбите); нижние планеты Меркурий и Венера не могут отходить от Солнца дальше, нежели на определённый угол (максимальную элонгацию); все планеты имеют прямое и обратное (ретроградное движение), что в птолемеевской системе объяснялось наличием у их эпициклов, переходы между которыми регулируются сложными правилами.

Всё это ради того, чтобы движение фигур походило на движение планет.

(Есть детализация правил, пропускаю)

Сила планет

Фигуры двигаются по полю, входят в контакт в фигурами противника и «сражаются» с ними. Результат «сражения» зависит от «силы» планет, которая оценивается в баллах: более сильная планета отбирает разность очков у более слабой; если сила проигравшей планеты стала меньше нуля, она снимается с доски.

Прежде чем перейти к «контактам» с противником и сражениями, разберёмся с «силой» планеты. У планеты есть «эссенциальные» и «акцидентальные» достоинства или слабости и «завоёванные» баллы.

Эссенциальные достоинства

Эссенциальные («существенные») достоинства / слабости планеты в астрологии - это изменение её силы в зависимости только от положения на зодиакальном круге.

В Ураномахии учитывается 5 эссенциальных достоинств, которые прибавляют от 1 до 5 баллов к силе планеты, если она находится в этом градусе зодиакального круга.

Владение. Планета в «своём доме», то есть в знаке, которым управляет (см. выше Шахматы Альфонса Кастильского), например, Луна в Раке или Солнце во Льве. +5 баллов.
Экзальтация (возвышение). У каждой планеты есть знак, в котором она яснее проявляет свои астрологические качества, экзальтарует, например, Луна в Козероге, Солнце в Овне. +4.
Тригон. Знаки зодиака делятся на 4 тройки по античным стихиям: огонь, земля, воздух и вода. Каждым тригоном управляет пара планет, например, тригоном огня - Солнце и Юпитер, а Марс почему-то тригоном воды. +3.
Термы. Если предыдущие названия более или менее на слуху, то термин «термы» имеет узкое хождение; ввел его Птолемей в астрологическом трактате «Тетрабиблос». Это деление каждого знака на 5 неравных по размеру частей, управляемых планетой (не светилом). Закономерность в управлении и замере терма довольно заковыристая, Птолемей её описывает, но я уже не помню деталей. +2.
Лица. Термин используется Фольком, но на самом деле, это деканы: 10-градусные части знака со своими планетами-управителями; управитель декана легко определяется по знакам соответствующего тригона. +1.

Положение в знаке, противоположном владению называется изгнанием, а в знаке, противоположном экзальтации - падением. По хорошему, нужно бы отбирать в этих случаях эссенциальные балы, -5 и -4 соответственно, но Фольк этого не делает.

(Большую таблицу эссенциальных достоинств планет я опускаю.)

Акцидентальные достоинства

В современной астрологии акцидентальные (случайные) достоинства планет связаны с дополнительными факторами, влияющими на силу планет и обычно не связанными с положением на зодиакальном круге. Это, например, восход над горизонтом или прохождение меридиана, быстрое прямое движение, соединение с яркой звездой и т.п.

В Ураномахии Фолька, однако, акцидентальные достоинства присущи отдельным позициям на зодиакальном круге, так что не ясно, чем они отличаются от эссенциальных, разве что они слабее действуют: нужно сложение пары акциденций чтобы получить (или потерять) дополнительный балл.

Учитываются благоприятные

- ликование или радость (gaudia)
- градус экзальтации (связан с соответствующим эссенциальным свойством)
- градус удачи (gradus fortunem)
- светлые градусы (gradus luminosi / illustres)

…неблагоприятные

- градусы падения (противоположные экзальтациям)
- тёмные градусы (gradus tenebrosi)
- puteales (значение неясно; то ли ограда, то ли колодец, то ли подземелье: в общем, какие-то ограничения; не встречал этого термина ранее)
- азимены (azimene, неблагоприятные градусы, приносящие физические недостатки,например, слепоту 🕶, если на них приходится асцендент или планета, имеющая отношение к I дому)

…относительные

- туманные градусы (gradus nebulosi / fumosi), благоприятные светилам, вредоносные для планет
- мужские и женские градусы, благоприятные соответствующим планетам.

(Как водится, таблицы опускаю).

Завоёванные баллы

Отобранные или потерянные в сражении баллы остаются у планеты: если какая-то планета приобрела 2 балла, то они остаются с ней, а её противник имеет -2 балла, которые теперь будут вычитаться из его эссенциальных и акцидентальных достоинств.

Сражения

Мы выяснили, как ходят фигуры и как определяется их сила. Осталось рассказать о «сражениях».

Здесь используется понятие аспектов, с которым мы уже сталкивались в кастильской игре: оппозиция, когда угол между планетами 180°, тригон - 120°, квадратура - 90°, сексиль - 60° и соединение - 0°. В отличие от астрологических шахмат, в Ураномахии аспект между двумя фигурами противников должен быть точный: ровно 180° или ровно 90, или любой другой, не важно какой. При таком совпадении оценивается сила фигур, после чего сильная забирает разность себе, а слабая теряет соответствующее количество очков. Минимальное количество оставшихся очков - ноль, но такая фигура еще не снимается с доски; теоретически она может даже выкарабкаться, если перейдет на поле, где эссенциальные и акцидентальные достоинства больше.

Фигуры игроков могут помогать друг другу, если находятся в тесном контакте. Фольк использует термин «аппликация» (сейчас он имеет другое значение: сходящийся динамический аспект). По-существу, это соединение двух планет с определённой точностью, т.н. орбисом: для Солнца орбис 7.5°, для Луны 6, для Меркурия и Венеры 3.5, для Марса 4 и для Юпитера и Сатурна 4.5°. Если планета ближе к сражающейся, чем указанное расстояние, она может «поделиться» своими баллами для её спасения в соотношении 1 / 2 (то есть, одариваемый получит только половину потраченных баллов).

Финальная цель - Солнце. Когда Солнце соперника захвачено, победа и игра завершена.

Ну и для заинтересовавшихся

Сия книга и занимательная игра Ураномахия подготовлена для тех, кто желает посвятить себя свободным искусствам и астрологии,
проиллюстрирована и отредактирована Уильямом Фольком из Кембриджа.

Поле, фигуры и необходимые детали продаются в доме Уильяма Джонса,
собственным производством,
у западных дверей храма Павла в Лондоне.

Лондон, 1572

история астрономии

Previous post Next post
Up