Альфонс X Кастильский (Alfonso X de Castilla), король Кастилии и Лиона, живший в XIII веке, был большим поклонником науки и сделал очень много для того, чтобы она вышла из небрежения «тёмных веков» раннего средневековья и вернулась в Европу. Он основал обсерваторию, инициировал создание астрономических таблиц, названных в его честь альфонсовыми, возродил школу переводчиков, столь значительную, что в истории культуры этот период известен как «эпоха переводов», и это лишь часть его заслуг.
Король старался привлечь к науке и двор, подчас весьма нетривиальными способами. Например, его усердием при дворе была популярна настольная игра «астрономические шахматы», в игровой форме знакомившая с устройством Вселенной и основными астрологическими идеями (астрология, между прочим, считалось вершиной науки).
миниатюра из Libro de los Juegos, 1283
На самом деле, ничего от шахмат в этой игре нет, и её правильнее было бы назвать «астрологическими нардами»: в ней нужно перемещать по полю фишки, бросая кости. Возникла она в мусульманском мире и называлась «звёзды» (al-falakiya на арабском, kawakib на иранском, в этом варианте описана al-Mas'ûdî около 950 г.), попала на Пиренейский полуостров, который в то время оставался мусульманским, и вместе с другими исламскими играми пришлась ко двору Альфонса Кастильского. Игра описана в «Книге игр» (Libro de los Juegos) вышедшей 1283 году; была также известна под названием «зодиак».
В игре принимает участие семь человек, каждый из которых имеет фишку одной планеты септемера (пять известных планет + светила Солнце и Луна). В ранних мусульманских вариантах цвет фишек соответствовал астрологической символике планеты: фишка Луны могла быть белого цвета, Солнца - оранжевого, Меркурий разноцветный и т.д.. Кастильский вариант тоже был с цветными фишками, более того фигурки планет указывали на их свойства. Бросают семигранную игральную кость. Играют на круглой доске, символизирующей зодиак; доска разделена на семь концентрических кругов: сфер (орбит) семи планет. Расположены они в классическом порядке от центра игрового поля (Земли): Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн. По этим кругам и происходит движение фишек-планет.
Кроме того, круглое игровое поле делится на 12 секторов - знаков зодиака. Таким образом, каждая планета или светило находится на своей орбите и в каком-то знаке зодиака. Число клеток, по котором ходят фишки, разное для разных планет: у Луны одна клетка на знак, то есть всего 12 клеток на один полный круг, у следующего за ней Меркурия две клетки на знак, всего 24, и так далее вплоть до Сатурна, каждый знак которого включает 7 клеток и всего 84. Такая разница символизирует разную скорость видимого движения планет.
Астрономия заканчивается, начинается астрология. Начальное положение каждой планеты определяется её «владением»: Луна владеет (или управляет) Раком, знак Солнца - Лев, а каждая планета управляет парой знаков: Меркурий - Близнецами и Девой, Венера - Тельцом и Весами, Марс - Овном и Скорпионом, Юпитер - Стрельцом и Рыбами, Сатурн - Козерогом и Водолеем. Из двух возможных знаков, однако, выбирался только один.
Сведу-ка я все эти сведения о планетах игры в таблицу.
Планеты
планетафишкаклеткизнаки
Лунамолодая женщина в белом1 на знак, 12 всегоРак
Меркурийпишущий в книге молодой человек в разноцветных одеждах2 (24)Близнецы, Дева
Венерамолодая женщина с зеркалом в пурпурной одежде3 (36)Телец, Весы
Солнцекороль с короной и в золотых одеждах4 (48)Лев
Марсмолодой человек в красных доспехах5 (60)Овен, Скорпион
Юпитермужчина средних лет в зеленых одеждах6 (72)Рыбы, Стрелец
Сатурнголый худой старик с черным плащом, накинутым на голову7 (84)Козерог, Водолей
Для всех орбит кроме лунной знак включает несколько клеток, поэтому начинают с первой, правой в нужном знаке. (Движение по кругу зодиака идёт против часовой стрелки.)
В начале игры каждый участник имеет 7 очков; в процессе они обмениваются очками (фактически это были денежные ставки равного размера), выигрывают или проигрывают, и участник-обнулёныш из игры выбывает. Победителю достаётся всё.
Подсчет очков - чистая астрология. А в астрологии взаимодействие планет определяется угловым расстоянием между ними, которое называется «аспектом». Если угловое расстояние 180°, то есть половина полного круга - это аспект «оппозиция» (и это плохой аспект), 120° (1/3) - тригон (хороший аспект), 90°° (1/4) - квадратура (плохой), (1/5 опускаем, в классической астрологии нет такого аспекта) 60° (1/6) - сексиль (хороший), 0° - соединение (разное влияние, но в нашей игре это почему-то однозначно плохо). Чем аспект шире, тем он сильнее: оппозиция отбирает 6 очков (отрицательный аспект), тригон даёт 3 очка (положительный; я бы установил +4). квадратура -3, секстиль +2, соединение отбирает целых 12 очков.
Теперь мы можем понять принцип подсчета. Если после сделанного хода фишка остаётся в том же знаке (для Луны такого не может быть) - это тихий ход без подсчёта очков. Если же планета переходит в следующий знак, определяются её аспект, то есть проверяются все аспекты знака, в котором она теперь находится, и соперники платят сходившему или получают от него соответствующее количество очков. Например, если планета игрока попала в Овен, его соперники в Весах (если есть) - в оппозиции с ним, и они забирают у него по 6 очков; игроки во Льве и Стрельце - в тригоне и отдают по 3 очка, в Раке и Козероге - в квадратуре (отбирают по три) и так далее: смотрим в таблице.
Счёт очков
аспекточкиградусы (доля круга)
оппозиция-6180 (1/2)
тригон+3120 (1/3)
квадратура-390 (1/4)
секстиль+260 (1/6)
соединение-120 (1/1)
Игрок, у которого закончились очки, выбывает из игры, последний оставшийся - молодец и победитель.
Через три века появилась настолка намного более сложная, в какой-то мере наследница кастильской. О ней в следующий раз.