Эдвард Бёрн-Джонс и Персей

Mar 11, 2017 16:04

Подбирая материалы для своего сайта, обнаружил подходящий цикл Эдварда Бёрн-Джонса "Персей".

Эдвард Бёрн-Джонс - английский художник, прерафаэлит, а Персей - древний грек, герой. Вообще-то про Персея, евойную жену Андромеду и Медузу все знают, поэтому я буду по возможности краток, покажу работы Бёрн-Джонс и поделюсь вещами малоизвестными.



Аргосскому было предсказано, что он будет убит собственным внуком. Поэтому он заточил свою дочь Данаю в медной башне. Вот она смотрит на место своего будущего заточения.



Конечно, затея не удалась: Зевс проник в башню золотым дождем и Даная забеременела. (Это общее место у живописцев, но у Бёрн-Джонса этого сюжета нет.) Дедушка будущего героя не решился погубить своего внука и сына бога, а посадил дочь в деревянный ящик и отправил в бурное море - "И царицу и приплод тайно бросить в бездну вод". (Казалось бы, драматическая сцена, но я нашел только одно ее живописное воплощение. Не у нашего автора.) Но судьба зевсового потомка была под контролем, и он спасся, и вырос, и возмужал.

И его покровитель царь Полидект, сначала Персею благоволивший, а потом охладевший, отправил добывать голову Медузы Горгоны.

Горгон было три, и были они сестры - Медуза, Эвриала и Сфено, и были они красавицами, а две последние были к тому же бессмертны.

Посейдон соблазнил Медузу в храме Афины и богиня разгневалась почему-то на Медузу, а не на своего дядюшку, и превратила ее в крылатое чудовище со змеями вместо волос и жуткими глазами. При взгляде на ее лицо всякий каменел от ужаса и омерзения. В буквальном смысле - превращался в камень. За компанию, чтобы Медузе было не скучно жить, Афина превратила в монстров и ее совсем уж ни в чем не повинных сестер. Или, может быть, они сами напросились в монстры, сочувствуя сестре и потеряв смысл жизни в этом несправедливом мире. Жить они стали на краю света, на крайнем западе, вероятно, даже на другом берегу Океана.

И вот Полидект послал Персея за Медузьей головой.

Персею благоволили Афина и Гермес. Афина рассказала Персею особенности медузьего взгляда, и предложила воспользоваться щитом в качестве заркала; кроме того она показала герою фоторобот Медузы, чтобы он по ошибке не принес сестринскую голову. Также она дала ему "серп из седого железа" или м.б. "адамантовый". Это, между прочим, тот самый серп, которым Кронос отсек гениталии своего отца Урана в самом начале мифологических времен.



У Б.-Д. Афина дает Персею зеркало и меч. Врушки.

Но это не все. Персей получил также:
* крылатые сандалии Гермеса
* шлем-неведимку Гадеса (Аида)
* сумку-безразмерку тоже Гадеса
(Не хватает только гуслей-самогудов лиры-самопевки.)



У Б.-Д. в этой сцене участвуют "морские Нимфы". Я не знаю такого варианта мифа. Это версия Псевдо-Аполлодора, но обычно здесь действует Афина.

Где жили Горноны никто не знал, кроме их старших сестер Грай.

Грайи - "старухи" - не стали превращаться в монстров, они и так были некрасивые. Более того, у них на всех трех был один глаз. Персей по совету Гермеса стащил этот глаз и шантажом, вымогательством и угрозой насилия выведал местожительство Горгон.



У Б.-Д. Грайи вовсе не старухи, а красивые и печальные молодые женщины. Но без глаз, конечно.

Персей достиг крайнего запада, нашел Горгон...



и отсек голову Медузе



Надо сказать, что у Б.-Д. и Горгоны вовсе не монстры, а красивые женщины.

Из тела обезглавленной Медузы появились ее дети от тоей связи с Посейдоном: конь Пегас и воин Хрисоар сразу с мечом в руках. Они долго ждали.



У Б.-Д. Хрисаор без вооружения.

(В скобках: Посейдон ассоциируется с конями, поэтому конь Пегас - нормально.)

Персей сунул голову Медузы в сумку-безрамерку и полетел домой. Тут я хочу отметить: на крылатых сандальях полетел, не на Пегасе. Пегас отправился по своим делам в горы Геликон (в пещерах которого в конце XVIII века уже нашей эры был рожден Александр Сергеевич Пушкин) и Парнас, расположенных недалеко друг от друга. На "закрученном" (буквальный перевод названия) Геликоне Пегас впоследствии выбил копытом живительный источник Гиппокрены (у него вообще была такая особенность - создавать источники), за что его и возлюбили музы (а конь стал вдохновителем поэтов). А потом его взнуздал Беллерофонт. А потом... но мы слишком отклонились.

По дороге Персей превратил в камень Атланта, держащего небо, и он стал Атласскими горами.



Потом Персей пролетал над Ливией, которая тогда была цветущем садом. На беду из отрубленной головы медузы на землю капали капли крови, и они превращались в змей. Змеи эти вывели всю живность в стране, и с тех пор Ливия стала безжизненна и пустынна - только змеи остались.

А в это время в Эфиопии разыгралась драма Андромеды. Не буду отвлекаться на детали. Важно, что Анромеда в этот момент прикована к скале и ожидает Кита, который должен ее сожрать.

Между прочим, вопрос, о какой Эфиопии речь. В израильской Яффе показывают скалы, к которым была прикована Андромеда, и говорят, что они называлась (эф-)Иоппа. Другие комментаторы помещают Эфиопию все-таки в Африке. А Овидий даже говорит, что Андромеда была "коричневого цвета своей страны". Впрочем, далеко не все авторы согласны с Овидием. Скажем, Гелиодор не сомневается, что Андромеда родилась среди черного эфиопского народа от черных родителей, но сама обладала белоснежной кожей и именно потому почиталась красавицей. Этот генетический казус и взвёл интригу его "Эфиопики".

Вот Персей придетел, увидел Андромеду...



...и вот убил Кита



Кстати говоря, Кит - он не кит, он дракон: Кит - это собственное имя дракона (Гаспаров точно знает), и потому пишется с прописной буквы.

И вот, после спасения и всех перипетий, Персей показывает Андромеде голову Медузы в отражении источника.



А да: Персей потом зашиб своего дедушку диском во время спортивных состязаний. Случайно.

живопись, мифология

Previous post Next post
Up