Республика Хуссар Ирыстон. Часть I

May 22, 2024 11:48

Красиво звучит! А переводится просто: Республика Южная Осетия. Именно туда мы отправились на майские праздники.

Путешествие получилось короткое, но весьма насыщенное. Планировали отдохнуть дней семь, но погода внесла свои коррективы. Вторая половина апреля выдалась на удивление жаркой. Столбик термометра поднимался до +30, что совершенно нехарактерно для наших мест. И продержалась такая замечательная погода немногим более двух недель, а уже 1 мая резко похолодало, причем везде на Северном Кавказе, пришлось возвращаться домой. Обидно, конечно, но Южная Осетия занимает небольшую территорию, и мы успели посмотреть самые интересные места. В принципе, так всегда и бывает. Отправляешься в незнакомый регион и первым делом смотришь самые попсовые достопримечательности, а уж потом, если зацепило, находишь еще немало "жемчужин", о которых мало кто знает.

Выехали утром 28 апреля. Несмотря на наше предупреждение, что мы едем на разведку и поездка может оказаться не совсем удачной, дочка отправилась с нами. Ей, видите ли, срочно, понадобилась вот такая фотография.

Хотя в Кабардино-Балкарии есть и более затейливые названия населенных пунктов. Одно Залукокоаже чего стоит. А есть и Куба-Таба, которые мы про себя называем Хаба-Хаба, вспоминая очень популярную когда-то рекламу напитка Irn-bru с пингвинами и страусами. Почему возникла такая ассоциация, мы уже и не помним, но смешно по-прежнему.

Солнце жарило по-летнему и без острой необходимости, из машины не выходили (если только посетить кустики).

Однако в Ардоне сделали исключение, ради осетинских пирогов. Много лет назад мы обнаружили эту замечательную пекарню и в каждый свой визит в Осетию заезжаем туда. Да, понимаю, вредно, жирно, остро и пр., но как же это вкусно. На обед не останавливались, обошлись приготовленными дома бутербродами, а съеденные пироги, позволили особо не голодая, дождаться вечернего шашлыка.

А дальше, уже привычным маршрутом Алагир, Мизур, Зарамаг и до самого Рокского тоннеля. Останавливались ненадолго и только ради фотографий. Очень уж хороша была погода для съемки.

Наконец, сфотографировали Уастырджи на фоне голубого неба.

Первый увиденный снежок сильно порадовал. Сколько его еще будет впереди!

Зарамагское водохранилище осенью выглядит симпатичнее. Весной там вода цвета жидкой глины.

Последние Североосетинские руины возле селения Нар. Затем мост, памятник Коста Хетагурову и погранпереход. Небольшую очередь одолели минут за сорок. Пограничники проверили паспорта и осмотрели машину. Все очень неспешно, но вполне доброжелательно. Через несколько километров нейтральной полосы, стоит Южно-Осетинский пост. Там еще проще, просто показали паспорта и мило побеседовали о достопримечательностях и пропусках в погранзону. Еще несколько километров пути, и мы въехали в четырехкилометровый Рокский тоннель, проложенный под горой Сохс на высоте более 2000 километров над уровнем моря.

Картинку взяла в сети, мы не удосужились его заснять. История у него длинная, и излагать ее мне сейчас не хочется, может, позже. Единственное, что хочу сказать - он в отличном состоянии, как, впрочем, и вся трасса Транскам.

А мы, быстренько проскочив тоннель, любовались уже на южные склоны Кавказского хребта.

Первую ночевку мы запланировали еще дома, просматривая космоснимки. И угадали. Место потаенное и малообитаемое. Километров через пятнадцать после тоннеля есть неприметный поворот в сторону селения Цагатикау, туда и свернули. Как позже выяснилось, эта дорога позволяет попасть в три горные долины, каждая из которых таит в себе немало интересного. А мы забрались в долину реки Челиатдон, на берегах которой когда-то было несколько селений, сейчас лежащих в руинах. Однако назвать эти места совсем уж необитаемыми нельзя. Дорога ухоженная, мостики целые,

да и домики время от времени, видимо, используются. Кроме того, там есть и священное место, и беседка для проведения праздников, как это принято у осетин.

Если я правильно разобралась, святилище называется Дуарау Дзуар. Посвящено покровителю плодородия, посылающего обилие трав для сенокоса. Я уже неоднократно писала, что разобраться в тонкостях местных верований крайне сложно по причине скудности информации, выложенной в сети. Единственное, что я для себя уяснила совершенно четко, что святилища бывают мужские и женские. Поскольку мы наткнулись на него уже в сумерках и совершенно случайно, чтобы ненароком не оскорбить чужую религию и не нарушить покой богов (иногда бываю крайне суеверной), обитающих в этом месте, я быстренько разогнала веселую компанию, радостно бегающую по поляне в поисках места для ночевки. Мы откочевали немного ниже и нашли ровную площадку для лагеря среди руин покинутого селения.

Практически у подножия полуразрушенной башни.

Долина изумительной красоты! Она была хороша и вечером, а утром просто великолепна.

Селение расположено на высоком берегу реки Челиатдон. Наполненная весенними водами, она громко шумела, перекатывая камни.

Смотрю на фоточку и с трудом отличаю скалу от реки. Цвет одинаков. Надо бы осенью сюда приехать, вдруг вода будет голубой.

На противоположном берегу кое-где виднелись каменные строения.

Я тут немного покопалась в сети и выяснила, что топоним Челиат, давший название реки и селению, ведет свое название от фамилии Челитаевы, когда-то живших в этих местах. Но времена и люди меняются, и сейчас здесь располагается кладбище и фамильный склеп семьи Дзукаевых.

Кстати, очень похожий на Североосетинские захоронения.

Второй склеп, поменьше и наверное, более старинный. Подобный мы видели в окрестностях селения Цамад.

Есть и вот такое надгробие, к сожалению, таблички сбиты.

Так что, место ночевки у нас было, практически в музее. И, как редко случается последние годы, совершенно уединенное. Два жилых дома, расположенных выше по течению реки, стояли запертые, скорее всего, их используют под дачи и приезжают только летом. Не было даже вездесущих коров и лошадей, что несказанно нас порадовало. Еще пару слов скажу о ночевке. Сушь стояла неимоверная, даже утренней росы не было. Кстати, мы прикупили термометр, позволяющий замерять min и max температуры, и даже взяли его с собой. Так вот ночью было +1°С. Мы очень удивились, поскольку спать было тепло. А утром завтракали в тени машины. Солнце палило как летом.

Обмазавшись кремом от загара, быстро собрали лагерь и отправились дальше.

Осталось добавить немного про саму дорогу. Вполне проходимый горный серпантин со спусками и подъемами, хотя после поворота на Челиат была пара мест, где пришлось включать полный привод. Видимо, мы были вторыми, кто в этом году проехал по ней, кое-где попадались срубленные деревца и кустики, и все же это не помогло. Продираясь сквозь заросли и валежник, мы прилично поцарапали Барсика. Ободрали даже капот.

На сегодня, пожалуй все, продолжу позднее.