Храм Гроба Господня или по английски - Church of the Holy Sepulchre, а также путь к нему, знаменитый Крестный путь, являются, наверное, самыми посещаемыми достопримечательностями в Иерусалиме и самыми главными святынями всего христианского мира.
Это то, без чего не обходится ни одна экскурсия по Иерусалиму. И что-то мне подсказывает, что приходят сюда не только христиане. Туристам, исповедующим другие религии, тоже интересно, быть может, поставить "галочку" в своей карте святынь.
По Крестному пути мы проходили несколько раз: поздним вечером, ранним утром, в обеденный полдень... Да и в самом храме были не раз: приходили к открытию, когда кроме нас там почти никого не было, видели, как начиналась служба, причем разными церквями (конфессиями) одновременно. Заглядывали сюда и в обеденное время, когда туристов/паломников там было, наверное, больше всего. Стояли в очереди в кувуклию... Я - верующий человек, поэтому такое место не может оставить равнодушным, но вот особый трепет я испытала в какие-то отдельные моменты: когда вошла в храм впервые, когда сидела возле Камня Помазания одна (что бывает здесь крайне редко, наверное), когда слушала очень красивое пение римско-католической церкви...
Место очень намоленное, но в голове не укладываются образы, представляющиеся, порой, поистине фантастическими: Голгофа, первый человек Адам, Благодатный огонь... И вот сидишь ты на скамейке возле Придела Распятия, буквально в нескольких метрах от тебя кусок скалы, Голгофы, до которого можно дотронуться рукой, в голове вихрем крутяться библейские сцены, а ты никак не в состоянии постичь все это своим простым, до боли мирским умом... Сидишь, оглушенный, смущенный от святости того, что тебя окружает. Не знаешь: куда смотреть, как себя вести, будто нашкодивший школяр, не выучивший урок и внезапно вызванный к доске...
А люди все приходят и уходят, а тусклый свет лампад и свечей освещает лики икон в алтаре. Потом разум, конечно, сдается. И потихоньку открывается сердце, и ты пытаешься смотреть уже им. И в душе уповаешь лишь на то, что и сегодня Учитель будет милостив ко мне.
01. Львиные ворота мы увидели еще в первый день нашего пребывания в Иерусалиме, а точнее добрались к ним, когда город начал погружаться в сумерки. Именно с Львиных ворот (по легенде) и начинается скорбный путь Ииуса Христа. Название "львиные" они получили из-за рельефного изображения животных, которые на самом деле являются не львами, а пантерами, символом предводителя мамлюков Бейбарса, завоевавшего Палестину в XIII в. Ворота, появление которых датировано 1538-1539 гг., обращены на восток, в сторону Иерихона, а потому называются еще Иерихонскими. Другие названия ворот - Госпожи Марии, из-за того, что здесь рядом находился дом, где родилась Дева Мария.
02. Вблизи Львиных ворот, как я уже писала, и начинается улица Via Dolorosa, название которой с латинского переводится как "путь скорби". Это дорога, по которой Иисус нес свой крест от места, где произнес приговор Пилат, до Голгофы. Путь это, конечно, довольно условный. И доподлинно неизвестно, где точно проходил последний путь Иисуса Христа. Придумали его францисканцы в XIV в., а окончательно он принял нынешнюю форму лишь в XIX в.
03. Впервые описание скорбного пути было сделано в конце XIII в. доминиканским миссионером Рикольдо да Монтекроче, совершившим паломничество в Палестину. Кстати, если вы будете в Иерусалиме и пойдете в церковь Редимер, о которой я писала в предыдущем посте, не поленитесь спуститься вниз: там помимо раскопанного культурно-исторического пласта есть еще и интерактивная экскурсия, которая указывает на предполагаемый Крестный путь, согласно археологическим исследованиям.
04. И все равно, с определенной долей воображения и веры (у кого чего побольше) паломники или просто туристы-зеваки проходят каждый день этот путь.
05. Люди движутся от остановки до остановки, т.е. по местам, где произошел тот или иной эпизод, отмеченный в евангельских или устных преданиях.
06.
07. Эти остановки еще называются станциями Крестного пути, всего их 14, но последние 5 связаны с конечной точкой маршрута - церковью Гроба Господня.
08.
09. На местах станций, в основном, построены церкви, монастыри, часовни. Рядом можно увидеть вот такие номера римскими цифрами. Но даже если вы вдруг потеряетесь, то любой торговец вам укажет нужную станцию.
10. Как я уже писала, мы шли по Крестному пути сначала без изучения тех или иных станций, это было вечером в первый же день, мы просто прошли этот путь практически в одиночестве.
11.
12. Пока я шла, то не успевала удивляться тому, что рядом с подобными местами идет торговля, продают всякую абсолютно бесполезную туристическую фигню (простите мой французский), да чего уж там, даже терновые венцы! Как говорится, почувствуй себя Богом... Это странно. Это диссонирует с твоим внутренним ощущением всего происходящего и весь твой внутренний трепет от ожидания, от прохождения этого маршрута куда-то улетучивается. Все хотят кушать, почему бы не заработать на... Боге? Но это, похоже, риторический вопрос.
13.
14.
15. О Муристане я уже писала в прошлом посте. Повторяться тут не буду.
16.
17. Церковь Искупителя (Редимер).
18. Впервые я увидела храм Гроба Господня именно вечером. Зайти сразу не решилась. Не знаю, почему. Ждала более подходящего момента. Потом возвращались сюда каждый день, пока были в Иерусалиме.
19. Уже на следующий день мы прошли Крестный путь еще раз, так что сейчас подробнее расскажу про все его станции. А начинаем, по традиции, с Львиных ворот.
20. Барельефы пантер.
21. Недалеко от Львиных ворот находится церковь Святой Анны. Посвященная матери Девы Марии, она была основана в XII в. во времена крестоносцев на том месте, где (по одной из версий) стоял дом, в котором появилась на свет Дева Мария.
22. В середине XIX в. турецкие власти продали ее французскому правительству, которому она принадлежит и сейчас. В подвале церкви находится открытый для посещения склеп.
23. Наверху находится базилика (там я не снимала), а в крипте, на месте предполагаемого рождения Девы Марии, находится еще один алтарь.
24. Идем дальше.
25.
26.
27. А вот, собственно, и указатель. По традиции, на трех языках.
28. Первая станция соответствует месту суда и бичевания Христа, там стоят две небольшие католические церкви XIX-ХХ в.
29. Францисканский монастырь, Часовня Бичевания. По римским законам приговоренного к распятию на кресте, как правило, бичевали. Но прокуратор, по свидетельству апостола Иоанна Богослова, повелел это сделать воинам еще до приговора. Удары наносились тройными бичами, в концы которых вплетались свинцовые шипы или кости. В ХII в. на этом месте крестоносцы возвели церковь, которая в середине XIX в. сильно обветшала, а землетрясение 1927 г. ее и вовсе "доконало", так что пришлось сносить все до основания и строить новую.
30.
31. Вход в католический монастырь Сестер Сиона или Се человек (Ecce Homo).
32.
33.
34. Чуть ниже монастыря Ecce Homo стоит здание греческой православной церкви. Над входом надпись на греческом, означающая Преториум - административное здание времен римлян. Именно сюда, в резиденцию римского наместника Понтия Пилата, что располагалась в стоявшей тогда крепости Антония, и повели Иисуса.
35. Его поместили в подземелье, которое сегодня называют Темницей Христа. Это небольшая пещера, выдолбленная в скале, с каменной скамьей, в которой проделаны отверстия для ног, сковывавшихся внизу цепью (на фото этого нет, специально не стала фотографировать). Здесь же имеется несколько тюремных помещений, где, по-видимому, содержались под стражей Варавва и другие разбойники.
36.
37. Лирическое отступление - фото с израильской полицией на память.
38. Третья и четвертая станции расположены рядом: третья станция посвящена Первому падению Иисуса. Там, где Он упал под тяжестью креста, теперь стоит часовня, над входом в нее - барельеф, изображающий этот момент.
39. Четвертая станция - Встреча Иисуса с матерью . В 1881 г. на фундаменте византийской церкви армяне-католики поставили часовню Богоматери Великомученицы.
40. Внутри часовни.
41. Рядом с часовней - какое-то кафе с фаст-фудом... Как говорится, и хлеб, и зрелища...
42. Идем мимо пестрых базарных рядов.
43.
44. Почти напротив четвертой станции, на Via Dolorosa находится пятая станция, на которой, видя, что Иисус под тяжестью креста не сможет дойти до Голгофы, мучители решили облегчить Его участь. Они "заставили проходящего некого Кирениянина, Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его" (Евангелие от Марка).
45. А Христос, получив передышку, облокотился на камень, запечатлевший этот момент углублением - вмятиной на стене около Францисканской часовни (1895). Отполированный руками паломников, камень действительно необычен. Кстати говоря, почему-то очень приятный на ощупь.
46. В уютных улочках это базара мы нашли приятное кафе, которое держал палестинец, и немного передохнули там за чашкой вкусного кофе.
47.
48. Шестая станция - Встреча с Вероникой. Здесь стоит часовня Св. Вероники. В этом месте, согласно библейскому преданию, блудница по имени Вероника утерла пот и кровь с изможденного лица Иисуса платком, после чего на белоснежной ткани отпечатался Лик Нерукотворный.
49. Далее дорога идет вверх.
50. И мы доходим до седьмой станции - Второе падение Иисуса Христа. Здесь вход во Францисканскую часовню.
51. Внутри часовни.
52.
53. Восьмая станция - Обращение Иисуса к дщерям Иерусалима.
54. Теперь надо вернуться назад, на улицу Suq Knan Ez-Seit, и пойти направо.
55. Дорога ведет к Коптскому монастырю и девятой станции - Третьму падению Иисуса.
56.
57. Коптский монастырь находится рядом с храмом Гроба Господня. Отсюда по лестнице можно спуститься в прилегающую к Храму маленькую эфиопскую церковь.
58. А затем, поднявшись, выйти на площадь около Храма, внутри которого находятся пять последних станций Крестного пути. Десятая станция в Приделе деления риз. Одиннадцатая станция - Придел пригвождения к кресту. Двенадцатая станция - Смерть Иисуса на кресте. Тринадцатая станция - снятие тела Иисуса с креста. Четырнадцатая станция - положение в гроб.
Немного информации:
Храм Гроба Господня построен над пещерой, в которой был похоронен Иисус после распятия. Пещера эта находилась на том же холме Голгофа, на котором Иисус был распят; этот холм полностью срыт.
В 325 г. император Константин Великий приказал уничтожить иерусалимский храм Венеры, а на его месте построить церковь. Когда копали землю, чтобы заложить фундамент для церкви, внизу обнаружили старую могилу, в которой мать Константина - Елена нашла Истинный Крест, на котором был распят Иисус (эта реликвия была утеряна в эпоху крестовых походов). Строительство церкви было завершено по другому плану: весь холм срыли, а пещеру искусственно отделили от скального основания и заключили внутрь храма. Здание было полностью уничтожено мусульманами и перестроено под эгидой императора Константина Мономаха в 1048 г. С тех пор оно неоднократно перестраивалось: так, нынешний купол относится к концу XIX в.
Уникальная особенность храма - в том, что он разделен между несколькими конфессиями. Три основные конфессии, контролирующие почти всю территорию храма - это православные Иерусалимского патриархата, римо-католики и Армянская апостольская церковь. Кроме того, отдельные небольшие площади принадлежат коптской, эфиопской и сирохалдейской церквям. Порой между представителями разных конфессий вспыхивают конфликты за права владения теми или иными уголками храма. Для туриста же многоконфессиональность храма - это возможность увидеть элементы декора из разных, в том числе, экзотических направлений христианства. Протестанты, вообще, не признают, что место погребения Иисуса находится в этом храме. Для них Он захоронен на истинной Голгофе в
саду Могилы.
59. Итак, войдем в сам храм.
60. Время было обеденное, поэтому в главном притворе было довольно многолюдно. Люди стояли возле Камня Помазания, на который было положеное тело Спасителя после Его смерти. Покровитель Иисуса Иосиф Аримафейский помазал Его тело перед погребением и завернул в плащаницу, ту самую, которая сегодня хранится в Турине.
61. На стене за камнем фреска, на которой изображена сцена оплакивания.
62. Над камнем висят 8 лампад по числу допущенных в храм христианских конфессий: православных, католиков, армян, маронитов, коптов, сирийцев, грузин и эфиопов. Из-за того, что многие из паломников старались отколоть от камня "памятный сувенир", его прикрыли сверху мраморной плитой. Считается, что камень мироточит, а потому жидкость, собранная с него на ткань, обладает чудодейственными свойствами. Так как мирры на всех не хватает, некоторые верующие выливают на камень немного воды, которую и промокают платками.
63. Слева от входа под куполом образца римских построек расположена обширная ротонда. Купол ротонды, неоднократно разрушавшийся и повреждавшийся, был окончательно реконструирован в 1997 г. и приобрел сегодняшний вид. Внутренняя поверхность купола украшена золотой звездой в виде тройной "славы": 12 больших "лепестков", 24 "малых" и еще 50 "тонких" лучей. Над ними короткий цилиндр барабана, украшенный золотыми звездами, и застекленное "око".
64. В центре ротонды, над священной пещерой Гроба Господня, возвышается пятиугольная купольная часовня. Ее православное название Кувуклия. Это означает "ложница, царская опочивальня". Для обозначения гробницы это слово употребляется в единственном месте на земле - в храме Гроба Господня.
65. Напротив входа в Кувуклию находится католикон - основное богослужебное пространство, самая старая часть церкви. Его контролируют православные, попасть туда можно только в службу.
66.
67.
68. В 1810 г. над священной пещерой была поставлена часовня из желтовато-розового мрамора под куполом в русском стиле. С западной стороны к часовне примыкает маленькая часовня коптов.
69.
70. Вообще, комплекс храма Гроба Господня представляет собой довольно сложное сооружение, включающее более 40 построек. Первое, что мы видим, попав в это место, - мощенный плитами двор. На площадь выходит фасад храма, сложенный из неровных тесанных камней. Колонны, находящиеся перед входом, выдающийся карниз здания и две крутые арки под ним - типичный образец готической архитектуры.
71. Камень помазания, но уже безлюдным ранним утром. Кстати, в летний период храм официально открывается в 5 утра. А попасть в храм все могут лишь с помощью мусульманина Ваджиха Нусейбе, который ежедневно открывает его огромным полуметровым ключом. Привилегия эта принадлежит одной и той же семье, начиная с XII века! Прийти в храм ранним утром - ни с чем не сравнимое ощущение, когда мы можете практически в одиночку побродить по храму.
72.
73. Кувуклия была пока закрыта, т.к. сначала здесь должны были пройти литургии. Над входом в Кувуклию висят 43 серебряные лампады: по 13 латинских, греческих, армянский и 4 коптских. Слева и справа от входа в Кувуклию стоят огромные подсвечники, над входом в позолоченой раме укреплены эмалевые изображения Иисуса Христа и 12 апостолов.
74. Мы попали как раз на богослужение. Это коптская часовня.
75. Мы же прошли немного вглубь. Это францисканская зона храма. Она выделяется своим современным декором - деревянные панели с барельефами, орган.
76. Здесь же находится придел Марии Магдалины.
77. Ранним утром и свет другой над Кувуклией.
78. Вот через эти овальные отверстия на нижнем ярусе часовни патриарх Иерусалимский передает Благодатный огонь во время праздника Пасхи.
79.
80.
81.
82. На фото фрагмент скалы с кровью Христа. Согласно преданию, внутри Голгофы захоронен Адам - первый человек на Земле. И когда кровь из ран распятого Иисуса через расселину в скале просочилась вовнутрь, то попала на череп, искупив первородный грех и грехи последующих поколений.
83. Придел Адама. По преданию, здесь был погребен первый человек Адам. Название Голгофа произошло от ивритского слова "гулголет", что переводится как "череп", ибо, согласно преданию, внутри горы, на которой установили распятие, был захоронен первый человек на Земле, и именно там хранится череп Адама.
84.
85. От Камня Помазания наверх ведет крутая мраморная лестница, там и находится место распятия - Голгофа.
86. Голгофа представляет собой площадку, разделенную двумя столбами на две части: придел Пригвождения к Кресту, принадлежащий католикам, и придел Распятия (на фото), принадлежащий Греческой ортодоксальной церкви.
87. Придел украшен иконами, множеством лампад. Под алтарем, в отверстии, находится кусок скалы, до которого можно дотронуться рукой. На скале три углубления, которые, согласно преданию, отмечают места, где были вбиты кресты Спасителя (он обозначен серебряным диском с отверстием посередине) и двух разбойников (черные круги на мраморе). Над местом Креста Господня стоит мраморный открытый престол. За ним - иконостас с серебряными иконами в золотых окладах, Распятие Христа в человеческий рост. По бокам Распятия фигуры Богоматери и Иоанна Богослова.
88.
89. Спустившись с Голгофы мы вновь оказываемся у Камня Помазания, т.е. на последней, Четырнадцатой станции.
90. Продолжим осматривать Храм.
91. Неподалеку от Придела Адама есть каменная лестица, ведущая вниз. По ней мы спускаемся в подземный придел Обретения Креста Господня. Именно здесь, в куче мусора, вместе с двумя другими крестами был найден ТОТ самый, на котором был распят Иисус. Рядом валялась расколотая табличка, на которой была надпись: "Иисус Назорей, Царь Иудейский" и гвозди, которые были признаны гвоздями, пронзившими тело Христа. Как определили тот самый крест? Каждый из крестов подносили к умиравшей женщине и клали рядом. Два из них не оказали никакого действия, а третий исцелил больную.
92. Купол Католикона. К сожалению, эта часть храма находилась на реставрации.
93. Рядом с Кувуклией. Мы немного понаблюдали за службой. Примечательно, что литургии тут велись одновременно и разные церкви "перекрикивали" друг друга.
94.
95.
96.
97. Немного отвлечемся от внутреннего убранства храма и обратим внимание на маленькую лестницу возле одого из окон. Это знаменитая Недвижимая лестница, символ разобщенности христианских конфессий. Ее оставили там еще несколько сотен лет назад и с тех пор не могут снять, потому что она попала на нейтральную территорию между греками, которым принадлежит карниз, и армянами, которые владеют окном, и перемещать ее запрещено. Конечно, за много лет никакое дерево не вечно, лестница сгнивала, но каждый раз на ее месте появлялась новая как знак того, что "статус кво", своеобразный мирный договор, закрепляющий отдельные участки храма за разными конфессиями, продолжает действовать.
98.
99.
100. Рядом с входом можно увидеть и расколотую колонну, на которую однажды снизошел Благодатный огонь.
101. Вернемся снова в Храм. Нам предстояло отстоять очередь в Кувуклию (примерно час).
102.
103.
104. Прямо напротив Кувуклию, как я писала выше, находится Католикон. Здесь виден алтарь с иконостасем.
105. В самой середине Храма стоит небольшая каменная чаша, в которой заключен шар приплюснутой формы с начертанным на нем крестом. Это так называемый Пуп, или Центр Земли. Считается, что из праха, взятого из-под Пупа, был создан Господом первый человек - Адам, получивший имя по материалу, из которого был слеплен ("adama" - в переводе с иврита "земля").
106.
107.
108. С купола на нас взирает Иисус в окружении пророков и апостолов.
109.
110. Потихоньку обходим Кувуклию. Видим Коптскую церковь.
111.
112.
113. Китайские туристы в очереди меня немного удивили...
114. Те самые отверстия в стенах часовни Ангела, через которые патриарх Иерусалимский передает Благодатный огонь. Интересен тот факт, что эту церемонию может выполнять лишь православный проповедник.
115. А мы, между тем, потихоньку приближаемся ко входу в Кувуклию. Расскажу вам немного о ней. Пускают туда очень дозированно (она совсем маленькая внутри), и быть там разрешается буквально пару секунд, все идет под строгим присмотром. В часовне два придела. В восточном, приделе Ангела, стоит мраморный пъедестал с ларцом, в котором хранится обломок камня, закрывавшего гробницу Христа. В западном - гробница. Это место гроба Христова, представляющее собой каменное ложе. Оно покрыто защитно белой мраморной плитой. Попасть сюда можно через низкий проход, согнувшись в глубоком поклоне. Фотографировать нельзя.
116.
117. И, тем не менее, понимая, что совершаю грех, не смогла не показать вам кусочек той самой часовни, где молится патриах и сходит Благодатный огонь на Пасху, место гроба Иисуса Христа. На этом я заканчиваю сегодняшний длинный рассказ о самой главной святыне Иерусалима.
В следующем посте рассказ о горе Сион.