8 марта, когда вся страна праздновала день женского беспредела Международный женский день, мы решили скоротать вечер в каком-нибудь из музеев Москвы, недолгий выбор пал на выставку "Айсберги" авторства фотографа и художницы русского происхождения Гали Морелл, которая проходит в музее имени А.В. Щусева, что на Воздвиженке. Таким образом мы решили убить сразу двух зайцев: и на айсберги посмотреть, и в музей сходить, который, к нашему стыду, прежде не был нам знаком. Все-таки посещая подобные места, город становится все ближе и ближе. Ну и опять же иногда полезно выползать из своей берлоги и хоть как-то "окультуриваться".
Сам музей архитектуры представляет собой не меньшую ценность, чем его коллекция. Музей находится аккурат возле Кремля и библиотеки имени Ленина на старинной улице с поэтическим названием Воздвиженка в доме № 5.
Фото из Википедии
Ранее этот красивейший особняк в стиле классицизма принадлежал дворянской семье Талызиных, а в 1934 году здесь был основан музей, который по праву получил имя Алексея Викторовича Щусева - выдающегося русского и советского архитектора. Говорить о Щусеве можно долго: один тот факт, что его авторству принадлежат такие не коррелирующие друг с другом сооружения как Марфо-Мариинская обитель в Москве, Казанский вокзал, мавзолей Ленина, станция метро Комсомольская-Кольцевая, говорит о многогранности его таланта и личности. Поэтому неудивительно, что главный архитектурный музей города носит его имя.
Посетить музей интересно даже если вы не увлекаетесь архитектурой и далеки от этой тематики. В музее представлены конкурсные работы 1920-1950 гг., данные работы можно увидеть в анфиладе, также там проходит интереснейшая, на мой взгляд, выставка советского дизайна "От конструктивизма к модернизму 1920-1960 гг." Входной билет составляет всего 100 руб.
01. Это основная экспозиция музея - конкурсные работы, как реализованные так и не реализованные проекты зданий в Москве.
02. Помимо экспозиции не меньший интерес представляет собой интерьер и убранство самого здания музея.
03. Проект Триумфальной площади.
04. А если взглянуть вверх...
05.
06. Времени у нас было не очень много, поэтому мы не уделили должного внимания изучению конкурсных работ, но рекомендую с ними ознакомиться, если вы решите посетить данный музей. Это очень интересно, особенно в сравнении с нынешним архитектурным обликом тех или иных сооружений.
07. А вот это здание вы без труда узнаете сами - это реализованный проект Государственной библиотеки имени Ленина, что соседствует с музеем архитектуры.
08. Проект здания Центрального телеграфа на Тверской улице.
09. Особый интерес у нас вызвал зал, посвященный стилю ампир (в том числе сталинскому ампиру) в советской архитектуре.
10. Предметы мебели и интерьера 20-30-х гг.
11.
12. Типичный образец сталинского ампира - одно из 7
высотных зданий в Москве - здание МГУ, о которых я немало писала прежде.
13. Радиола и "музыкальное" кресло-трансформер, изготовленные по заказу ленинградского Театра оперы и балета имени Кирова (Мариинского) в качестве подарка самому Калинину. Умели же раньше делать вещи!
14. Простота и лаконичность - вот как можно охарактеризовать интерьеры и мебель 50-60-х гг.
15.
16. Мне кажется, подобные вещи можно было обнаружить в немалом количестве домов.
17.
18. Ваза "Космос", посвящена полету в космос В. Терешковой и В. Быковского.
19. Незатейливые статуэтки и вазы в еще менее затейливой витрине.
20. А вот это задачка для знатоков: угадайте, что это?
21. Ладно, не буду вас томить :). Нет, это не сейф, как вы, возможно, успели подумать. Это... холодильник! Да-да, он деревянный. Вверху у него есть отсек, куда засыпался лед. А в основный отсек складывались продукты. Чтобы разморозить холодильник, нужно было всего лишь повернуть краник (а-ля самоварный), и вода вытекала из холодильника. Остается лишь один вопрос: откуда тогда люди брали лед??
22. Примеры блюд советского общепита. Ммм, так и представила себе советский гуляш с пюре на воде или мое "любимое" рагу.
23. Ковер "ВСХВ СССР". Патриотическая тематика была в то время главной в искусстве.
24. Я помню эти железные тарелки: в таких в нашей школьной столовой давали питательный обед, который я почти никогда не ела.
25. Номенклатурный стол, использующийся для заседаний.
26. Боюсь ошибиться, но, кажется, здесь представлен проект здания Дома Правительства, который сейчас выглядит несколько иначе.
27. Здесь показаны предметы мебели, выполненные в 1930-х годах по проекту Н. Лансере для Музея В.И. Ленина в Ленинграде, размещенного в Мраморном дворце. Пример советского конструктивизма в дизайне мебели.
28. Еще предметы декора - всевозможные вазы, карандашницы, шкатулки с патриотической тематикой.
29. Платье в центре выполнено, кстати, по эскизу Веры Мухиной, то самой легендарной создательницы "Рабочего и колхозницы".
30. На данном стенде представлен пример агитационной мебели - это часть мебельного гарнитура "Хлеба коммунизма", выполненного в 1937 году по проекту И.В. Крестовского для смоленского дома-коммуны имени М.И. Калинина. Мебель может еще и агитировать!
31. Примеры тканей и узоров 30-х годов.
32. Тот самый
Дворец Советов, который по проекту архитектора
Бориса Иофана, должен был быть построен на месте снесенного Храма Христа Спасителя. Но, слава Богу, этой идее не суждено было воплотиться в жизнь. Помешала война.
33. Кстати, в музее представлены и редкие образцы мебели, спроектированной Борисом Иофаном для знаменитого
Дома на набережной.
34. Данный экспонат заслуживает отдельного описания. Это макет (масштаб 1:48) Кремлевского дворца, выполненный В.И. Баженовым по заказу императрицы Екатерины II.
35. Макет уникальный, кстати, снимать его нельзя ;) Конечно, проект так и не был реализован, но идея была уникальной для того времени. Предполагалось, что подобный "Колизей" будет построен взамен разрушенного Кремля.
36. Вы можете себе представить ТАКОЕ взамен нынешнего облика Кремля? Второй Рим не меньше! Макет выставляется впервые за 20 лет, и посмотреть на него стоит обязательно!
37. Фасад музея со стороны внутреннего двора. А мы переходим во флигель "Руина", где проходит выставка "Айсберги" (собственно, основная цель нашего визита).
38. Флигель "Руина" был законсервирован после пожара, на первом его этаже ранее располагалась конюшня, стояли господские кареты. Теперь же реставраторы потихоньку восстанавливают сохранившиеся элементы особняка. На втором этаже проводятся популярные ныне мультимедийные выставки (когда фото показываются в динамике, сменяясь под соответствующую музыку). Выставка от этого выглядит живой и динамичной, создается нужное для правильного восприятие настроение.
39. Бродя вдоль стендов с меняющимися фотографиями айсбергов, пейзажей Гренландии и ежась от холодного воздуха, создается чувство присутствия вместе с фото-художником, а шаманские напевы и суровые серые стены лишь подчеркивают холодную и монументальную красоту Севера.
40.
41. Мы с мужем часто жалеем, будучи в
Исландии, так и не добрались до Гренландии. А специально туда лететь сейчас - смысла особого нет.
42. Фото автора ;)
43. Айсберги часто сравнивают с небоскребами: такие они незыблемые и монументальные.
44.
45. Человек и природа.
46. Вместо кинозала.
47.
48.
49. На том же этаже находится необычная кабинет бывшего директора Музея архитектуры Давида Ашотовича Саркисяна. Чего там только нет...
50. Перечислять экспонаты не хватит времени, ощущение, будто попадают в китайскую шкатулку с сюрпризом. Можно долго рассматривать отдельные детали и все равно что-то останется упущенным из виду.
51. Рената Литвинова прекрасно соседствует с Мерилин Монро. Две Дивы.
52. Плюшкин бы позавидовал ;)
53. Даже Икар здесь.
54. Во внутреннем дворе музея выставлены элементы кованой ограды, которые также планируются под реставрацию.
55. После "Айсбергов" мы зашли в Аптекарский приказ, где выставляются карикатуры и шаржи архитекторов, и в заключение заглянули в Цоколь Аптекарского приказа на выставку "Татьяна Данильянц Дары Венеции - Сергею Параджанову".
"Выставочный проект объединяет двух «гениев»: гений места, genius loci города Венеции и гений Сергея Параджанова - художнический и кинематографический. По признанию режиссера Венеция была чрезвычайно близка ему эстетически. Своим карнавалом, эклектичной роскошью и сложностью архитектурного пространства Венеция как будто живет в работах Параджанова: его коллажах, многосоставных инсталляциях, сложных костюмных мизансценах…И материалы, которые он любил использовать в работе, можно назвать типично венецианскими: зеркала, кружево, бусины, предметы из стекла, маски, перья…Вдохновляясь венецианской архитектурой, просвечивающей разными культурными слоями - от византийского стиля до барокко и классицизма - Параджанов искал и находил свой modus vivendi.
В 2014 году Сергею Параджанову исполнилось бы 90 лет. Кинорежиссер, художник и поэт Татьяна Данильянц, живущая в Москве и Венеции, в своем мультимедийном проекте исследует художественные и документальные связи между Сергеем Параджановым и Венецией. Городская архитектурная среда Венеции оказывается в работах Данильянц наполненной следами Параджанова: «домом» для Маэстро становится реальный дом в Венеции, в котором жил кинорежиссер Франческо Пазинетти. Одно из двух деревьев на кампо Санта Маргарита становится «Деревом для Параджанова», а неожиданный примитивистский натюрморт в венецианской траттории, заставляющий нас вспомнить столь любимые Маэстро работы Пиросмани, - «Натюрмортом для Параджанова».
Цитата взята с официального
сайта музея.
56.
57. "В фотоработах, являющихся частью проекта, как в зеркалах, отразились архитектурные и жанровые реалии города: дополненные венецианскими миниатюрами из стекла и мурринами «Лодка для Параджанова», «Песня для Параджанова», «Дерево для Параджанова»… Другая часть выставочного проекта - выполненные из текстиля и стекла в технике коллажа-витража пять композиций: «Венеция», «Воздух Венеции», «Вода Венеции», «Остров Святого Лазаря», «Сан Марко». Соединение исторического венецианского текстиля из мастерских Луиджи Бевильаква и скульптурных «витражей», выполненных в технике «дутого» стекла в стеклодувнях Мурано, репрезентирует многослойные, емкие образы Венеции."
58.
59.
60. Венеция как вечный праздник.
61.
62. Вход в "Руину".
64. Символичность расположения "в руинах" герба российского самодержавия послужила финальным аккордом для послевкусия от нашей прогулки по Музею архитектуры.