Хибины или Отпуск за полярным кругом. День шестой

Sep 14, 2023 08:30

Приближался шестой день нашего похода и он обещал быть самым технически сложным... Словно все предыдущие дни были своего рода подготовкой к этому последнему рывку в горы. Из-за погоды (аномальной для этих мест жары) поход на Академическое озеро переносился и должен был стать эдакой вишенкой на торте Хибин. Что же такого особенного было в этом маршруте?

"Одним из самых красивых озер Хибинских тундр считается озеро Академическое. По местным меркам оно относится к разряду высокогорных, поскольку раскинулось на высоте 750 м. Природный водоем расположен всего на двести метров ниже седловин ближайших перевалов. Идеально прозрачная вода заполняет вытянутую котловину.
Озеро образовалось точно в центре Хибинского горного массива. Над обликом этих мест когда-то изрядно потрудился ледник. Местные ландшафты прозвали Хибинскими тундрами. В отличие от традиционных арктических равнинных тундр, хибинские представляют собой гористую местность с горными долинами и плоскими вершинами. Озеро лежит у самого отрога с мудрёным названием Кукисвумчорр.
С трёх сторон водоём окружён довольно крутыми уступами высотой двести метров. Вода в озере отличается идеальной чистотой и прозрачностью. Она ледяная даже в разгар лета. Бывает, что лёд с его поверхности исчезает только в конце июня. Глубина озера невелика. Оно подпитывается за счёт дождей, снега и таяния снежников. В него не впадает ни одна река, а начало берёт только одна - южный приток реки Касканюнйок. В переводе с саамского её название означает «можжевеловая река». (Информация с официального сайта vpoxod.ru).

01. Нас ждал долгий день: путь, длиной в 20 км, на перевал Южный Рисчорр - на Северном уже мы были. Путь проходит по долине реки Рисйок сначала знакомой тропой, а потом всё дальше, прямо по долине. Подъём на перевал считается самым сложным за весь маршрут. Сначала идет долгий траверс (подъём зигзагами, чтобы не так быстро набирать высоту) на перевал. Одним словом, нужно было запасаться терпением и выносливостью...

02. Сразу скажу, что к озеру пошла не вся група, а лишь половина: остальные предпочли остаться в лагере, т.к. идти по жаре и потом подниматься по крутой горе - такое себе удовольствие...

03. Периодически мы делали остановки и отдыхали, набираясь сил. Путь наш все время шел с небольшим подъемом, но сначала это не сильно ощущалось.

Давайте, пока мы отдыхаем, я расскажу, почему озеро называется Академическим.

"Своим именем озеро обязано знаменитому геологу академику Александру Ферсману, который много лет посвятил изучению Хибин и сделал тут немало открытий. В этих местах бывает много туристов, но озеро сохранило свою первозданную атмосферу и красоту. Растительность на берегах практически отсутствует, из-за чего они выглядят немного сурово. На склонах гор водится множество леммингов - так называют северных хомяков. Лучший вид на водную гладь открываются с горы Кукисвумчорр."

05. Мои многострадальные ноги. Я им так благодарна, что они донесли мою буйную попу и не менее буйную головушку! :))

06. "Хибинский горный массив появился благодаря вулканизму, но облик сформировал ледник. Десятки тысяч лет назад горы покрывал ледяной панцирь. Сначала рельеф формировался при движении льда, а потом при его таянии. Масса ледяного покрова была настолько велика, что при перемещении оставляла на горном массиве глубокие «шрамы». Так появилось множество вытянутых впадин, ориентированных согласно движению ледника. Со временем они заполнились водой и превратились в озёра. Одним из них стало озеро Академическое."

07. Эти ягодки есть нельзя! Не помню, что за название. Но в белом ковре ягеля они смотрятся очень фотографично.

10. А мы, между тем, продолжали свой путь, поднимаясь все выше. Дорога в этот раз шла не по курумнику, а больше по сыпухе; мелкие и средние камни норовили соскочить и заставить сползти ноги вниз. Дыхание сбивалось от постоянного подъема, но идти нужно было все равно вперед.

11. Идти было непросто. А когда тут было просто?.. Я шла позади все с тем же Глебом (вторым гидом), который, уже по обыкновению, вселял уверенность в мой "боевой дух".  Я то и дело спрашивала, сколько нам еще идти до перевала. Он с олимпийским спокойствием призывал не думать об оставшемся пути, а просто идти дальше. Психологически так правильнее. Я покорно повиновалась и делала шаги уже изрядно подуставшими ногами.

12. Наконец, спустя несколько часов непрерывного подъема наверх мы дошли ло плато. Здесь группы отдыхают перед последним и самым крутым подъемом.

14. Вот она - там самая крутая гора, поднявшись на которую, нас ждала кульминация сегодняшнего похода. Это только на фото она выглядит как просто небольшая возвышенность. А на деле это груда сыпучего "живого" песка вперемешку с камнями, в которых вязнут ваши ноги, а угол наклона где-то оооочень крутой! Я не хотела даже думать о том, как мы потом будем спускаться, т.к., по традиции, подняться легче. Да, это сложно в плане дыхания и выносливости, но спуск - это отдельное рискованное приключение...

15. И вот, преодолевая себя, тяжело дыша, помогая себе палками, еле переступая уже на последних метрах, на морально-волевых, я сделала это!!

17. Мы поднялись на ровное плато и немного отдохнули здесь. Кстати, связь снова появилась! Но после вчерашней эйфории ее наличие уже не вызвало у меня такой бурный восторг. :)

18. Эти виды... Словно, ты на другой планете!

20. Эта живая подушка из ягеля, на которой ты лежишь и чувствуешь силу Земли. Какая у нас чудесная планета!..

23. Турысты на привале :).

24. Идем непосредственно к озеру. По пути встретили язычок ледника.

25. А вот тут прямо марсианские пейзажи! Слава Богу, идти нужно было по ровному плато.

28. И вот, наконец, показалось Академическое озеро - ради него, собственно, и были все наши мучения! :)

30. К озеру, если что, можно спуститься, но мы не стали, т.к. потом пришлось бы опять подниматься, да и смотреть на озеро лучше сверху.

31. Оно меняет цвет воды в зависимости от освещения. Иногда прямо бирюзовый виден!

33. Тут у нас был отдых и обед. Отличный вид для перекуса, не правда ли? ;)

35. Вид сзади. Даже горизонта не видно.

37. Склоны тут, конечно, крутые... Помимо нас были еще какие-то туристы с палатками и огромными рюкзаками. Это популярное место в Хибинах.

38. Я сижу так спокойно на камешке, а подо мной крутой обрыв, если что. ;) Фото все искажает, конечно...

39. Это цвет воды... Просто сказка! А вживую было еще более впечатляюще!

40. Наша довольная группа "в полосатых купальниках" :)). Едим и любуемся видами. Кстати, всего поднялось меньше половины группы. Так что я могла собой чуточку гордиться! :)

42. Вот они, такие Хибины!

43. Фото на память. Спасибо, "Клуб приключений", за этот классный опыт в моей жизни!

44. Отдохнули, идем обратно. Впереди нас ждало самое интересное - спуск!

47. Да да, спуск был самый что ни на есть крутой и вниз, собственно, как и поднимались. Шаг за шагом, боком и помогая себе палками...

49. Это уже внизу в долине, когда мы спустились и преодолели все трудности. Что я могу вам сказать? Спускаться было не чтобы страшно (за неделю я как-то пообвыклась с этим), просто было, мягко говоря, сильно неудобно. Опять я шла позади всех, опять Глеб подбадривал (он, как инструктор, не мог оставить меня одну на горе). Группа спустилась довольно быстро и внизу ждали нас. Но я решила плюнуть на сей факт и не спешить, а идти в своем темпе. Это правильно, т.к. если вы начнете паниковать и спешить, то велик риск споткнуться, поехать по сыпухе и "живым" камням вниз и, если не разбиться, то точно сломать себе конечности... Здесь не надо ориентироваться на других: кто-то более опытный, более спортивный. Я шла, как могла. Хотя Глеб меня хвалил и говорил, что я-то как раз иду в нормальном темпе. Знаете, я горжусь, что ни разу не упала, заныла, не заплакала, как это бывало со мной в том же Архызе (тогда был самый первый мой поход в жизни). Может, для кого-то это покажется пустяковым делом. Но для меня это маленькая победа над своими страхами и шаг на пути уверенности в себе.

50. Это место я уже показывала в предыдущих постах. В бурной и прохладной реке так приятно было освежить уставшие ноги.

52. К вечеру мы вернулись в лагерь. Все! Программа похода выполнена, можно было отдыхать и собираться к завтрашнему отъезду.

53. Еще разочек наша гостиница.

55. Еще разок окинуть взглядом любимые виды...

57. До ужина я погуляла по окрестностям и поснимала еще раз на память всю эту красоту.

62. Готовим праздничный ужин! :)

63. Это было ооочень вкусно, хотя, казалось бы, макароны с тушенкой и с соусом песто. :) На природе еда становится в разы вкуснее! Девочки раздобыли где-то вино. :)

64. Арон, как всегда, любопытствует рядом со взрослыми. :))

65. А дальше.. фото на память, песни под гитару... Эх. Было круто и душевно!

67. Это суббота. В день нашего отъезда начался сильный дождь. Будто природа все это время терпела-терпела и потом сдалась. :) На фото огромное облако скрыло горы, так что их даже не видно. Потом была долгая дорога домой, поезд из Апатит до Москвы. И еще долгое послевкусие очарования и теплого приема сурового севера. Он оказался вовсем не таким уж и суровым! ;) Хибины - это что-то невероятное!..