Oткрытое письмо Светланы Алексиевич Александру Лукашенко

Dec 26, 2010 22:54

Уважаемый господин Президент,

как писатель и избиратель, хочу задать Вам несколько вопросов, которые сегодня волнуют многих белорусов.
Что с нами происходит? После 19 декабря мы живем в другой стране. Открываешь утром газеты или интернет, или включаешь телевизор: аресты демонстрантов, задержания КГБ бывших кандидатов в президенты, ночная охота спецслужб за оппозиционными активистами и инакомыслящей интеллигенцией. Длинные очереди возле тюрьмы на Окрестина с передачами...
Мы вернулись в 30-е сталинские годы. Еще немного и начнутся показательные процессы. Обученная толпа будет кричать: "Распни его!", потому что он лучше нас. Бывшие соратники и друзья станут предателями, студенты будут предавать своих профессоров, а профессора будут предавать своих студентов. Учителя своих учеников.
Общество расколото. Уже нет одной Беларуси, уже две Беларуси.
Вас это не пугает?
Я была свидетелем, как в больнице плакали две матери. Две измученные жизнью деревенские женщины. У одной сын - милиционер, у другой - из оппозиции. Из одной деревни. Один писатель, когда я рассказала ему об этом, радостно закричал: "Наши хлопцы добра дали ментам! У них кровь текла!" А Ваш министр гордо докладывал: на "зачистку" ушло семь с половиной минут.
Кто заставил нас воевать друг с другом? Один радуется крови. Другой воюет с собственным народом. И армия - наготове.
Никогда не поверю... И история Вам не поверит, что на площадь вышли "бандиты, террористы и отморозки", а во главе стояли заговорщики - бывшие Ваши соперники - экс-кандидаты в президенты. Там было много моих знакомых и друзей. Я знаю, что они пошли на площадь по убеждению. Напрасно сегодня сыщики что-то ищут в их квартирах. Идеи в головах, а не в сейфах. Вы ищете доллары, а находите убежденных революционеров.
Это была площадь Отчаяния. И если устраивать суд над Площадью, то мы все должны быть уверены, что это были честные выборы. И честные цифры.
Также мы до сих пор не знаем, что на самом деле было возле Дома правительства. Был ли это штурм или провокация? Кому нужна была ЭТА картинка по телевизору?
Я никогда не была Вашей сторонницей, но и в революции тоже не верю. Даже страшусь хаоса толпы. Я за эволюционный путь. И наши люди боятся революции. Но жить по-старому уже никто не хочет. Перед выборами в обществе только начался политический диалог, а Вы тут же его жестко оборвали. Опять страну парализовал страх. Стыдно видеть по телевизору запуганные лица Ваших чиновников. И они, это моя писательская догадка, я надеюсь, думают. И народ думает. И чиновники предают своих правителей раньше всех. Находясь на вершине власти, Вы это знаете лучше меня. И пусть Вас не обманывает то, что народ пока не на улице. Народ сегодня умнее и власти и еще не очень опытной оппозиции.
Вы верите в силу, я верю - в слово. Власти и народу надо говорить друг с другом. А пока мы говорим через окошечко на Окрестина. Того, кто думает иначе, бьют дубинкой по голове. А нам бы вместе говорить, размышлять, думать. И о нашем прошлом. И о будущем.
Вы пообещали, что прикроете Интернет (странно это звучит в 21 веке!). Начали запугивать газеты. А котел нашей жизни кипит. Что там варится - никому не известно. Клапан надо открывать. Дайте людям говорить. Откройте общественную дискуссию. На телевидении должно быть много мнений, а не одно. Страх - плохой поводырь...
Будем учиться жить вместе. Пока никто этого не умеет. Но нам надо сохранить мир в нашем доме.
Вы победили... Ваша модель "белорусского социализма" сегодня работает. И многих заставила задуматься над потенциалом социализма. И нас, Ваших оппонентов, тоже. Говорю это, потому что хочу быть честной, не поддаться эмоциям борьбы. Боюсь, что в этой взаимной ненависти мы можем потерять то, что больше всех нас, - Беларусь.
Мы все помним, что сделал Ельцин в 1991 году, когда победил путч. Он выпустил всех своих политических противников из тюрьмы. И начал с ними говорить. И этим спас страну от раскола. Может, даже от гражданской войны.
В истории остаются не герои "зачисток", а те, кто мудр и великодушен.
... И как мы с вами будем встречать Рождество?

Беларусь, политика, государство

Previous post Next post
Up