Выпало счастье лицезреть вживую одну картину Айвазовского - "Ночь на острове Родос". Смотреть ее специально и намерения не было - привлекла внимание своим композиционным решением. А именно, солнце на ней находится строго в центре. В условном центре картины, образованном условными средними линиями, и это в первый момент озадачивает.
"Какой интересный, смелый ход" - подумалось вначале. "Проверю, является ли это редкостью для творчества Айвазовского". И дальше стало еще интересней - после беглого ознакомления с его работами, нашлось еще минимум десяток картин со строгим расположением светил в центре композиции. Например:
Берег моря ночью; Вид Константинополя при лунном освещении; Лунная ночь на Капри; Неаполитанский залив и другие
И еще много других вариантов. Причем сразу обращаешь внимание, что такой прием характерен в большей степени для "ночных" сюжетов. Как это интерпретировать? Не хочется верить, что сударю И. К. Айвазовскому было все равно, где располагать источник освещения морских просторов. Сочтем его сторонником концепции "опорной силы светоносных объектов для восприятия величия природных сил".