«Тень». Надежда Кошеверова

Jul 23, 2013 22:34

"Сказки? Скучнейшая проза жизни, серые будни!"



«Тень» - советский фильм 1971 года режиссера-сказочника Надежды Кошеверовой, снятый по одноименной пьесе Евгения Шварца. Хочу обратить внимание на то, что фильм снят именно по пьесе Шварца, а не по сказке Андерсена, которая лежит в основе пьесы.

[Наконец-то сказка...]О произведении Андерсена я уже писала, сейчас я хочу поговорить непосредственно о пьесе и о фильме. История в основе та же: Ученый оказывается в тени своей Тени (прошу прощения за тавтологию), но, тем не менее, произведение Шварца несколько отличается от первоисточника, в первую очередь, финалом, а финал, как мы знаем - это, если не самый важный момент произведения, то один их самых важных уж точно. Пьеса, по сравнению со сказкой, детская и наивная, более однозначная и очевидная, если можно так сказать. Но это не плохо, просто, как бы это не парадоксально звучало, пьеса в данном случае больше похожа на сказку, чем сама сказка. Тоже можно сказать и про фильм, который очень точно передает настроение пьесы. Фильм очень атмосферный и опять же сказочный (а чего вы хотели от сказки в конце концов?): театральные кукольные декорации, музыка, актерская игра - все погружает нас в другую волшебную страну. Об актерской работе стоит сказать несколько слов отдельно. Несмотря на некоторую театральность, актерские работы не выглядят неестественно и наигранно, как раз наоборот, и это заслуживает отдельной похвалы, потому что, в картинах такого типа очень легко переступить грань «натуральности», легко перегнуть палку, «переиграть», создателям фильма удалось этого избежать. Я думаю, что во многом это заслуга актерского состава: Олег Даль (Христиан-Теодор, учёный и его Тень), Анастасия Вертинская (принцесса), Марина Неёлова (дочь хозяина гостиницы), Людмила Гурченко (певица), Владимир Этуш (Пьетро - хозяин гостиницы), Андрей Миронов (журналист),Георгий Вицин (доктор) - имена этих людей говорят сами за себя, и мне совершенно не хочется разбирать их работы в данной картине по косточкам, потому что в заданных рамках каждая из них выглядит очень органично и уместно. Но из-за того, что рамки были все-таки «сказочными», фильм несколько утратил остроту, философичность присущую произведению Андерсена. В картине на первый план выходит борьба добра и зла, а вот полутона, о которых я писала в рецензии к «сказке», потеряны. Но снова нельзя сказать, что это плохо, это по-другому, и это «по-другому» тоже очень интересно.

И «сказка» Андерсена, и пьеса Шварца, и фильм Кошеверовой - все эти произведения заслуживают внимания. Как я уже неоднократно говорила: «сказка» оказалась более жизненной, тогда как пьеса и фильм более сказочными - каждая трактовка интересна. И если вам вдруг захочется сбежать на часок от фальшивой реальности, то лучше бегите в направлении правдивой сказочности.

[Сказочные кадры...]












image You can watch this video on www.livejournal.com

Тень, сказка, Вертинская, фильм, Шварц, рецензия., Даль, Гурченко, Кошеверова, Вицин, Миронов

Previous post
Up