Юрий Николаевич Тынянов. Кюхля

Nov 03, 2013 20:10

Юрий Николаевич Тынянов прожил скромную, сдержанную, а на деле острую, полную
душевного напряжения жизнь. В ней не было ни суеты, ни пустот. Он не потерял
даром и часа. Об этом свидетельствует его архив, сохранившийся далеко не
полностью и все-таки поражающий размахом замыслов и познаний. Взыскательная
строгость отбора, как в науке, так и в художественной прозе, были
естественны для него - писателя, никогда не забывавшего, что он действует в
великой литературе.
Вениамин Александрович Каверин «Воспоминания о Тынянове»



Юрий Николаевич Тынянов - великий советский литературовед, писатель, критик и драматург, проживший достаточно короткую, но очень яркую жизнь. Под словом «яркая», в данном случае, следует понимать тот огромный вклад, который он внес в литературу своего времени и то наследие, которое он оставил после себя. В первую очередь Тынянов вошел в историю литературы как создатель особой формы «исследовательского романа», романа, который, базируясь на научных знаниях, представляет собой полноценное художественное произведение. Всего Тыняновым было написано три романа: «Кюхля», «Смерть Вазир-Мухтара» и «Пушкин» (роман, который писатель, к великому сожалению, не успел завершить). Помимо этого Тыняновым было написано несколько повестей и рассказов, а так же широко известны его научные исследовательские работы в области литературы. Сейчас мне хотелось бы остановиться именно на романах. Каждый из них - это отдельная история, более того, отдельно взятая и прожитая жизнь, но, не смотря на это, все они тесно связаны между собой, как с точки зрения эпохальной, временной, так и с точки зрения стилистической. Конечно, очевидно развитие языкового стиля Тынянова по мере их написания, каждый роман имеет свои особенности, нюансы, но, тем не менее, по-моему, рассматривать их стоит в тесной связи, только так мы можем составить наиболее целостную картину о стиле писателя в общем, и о каждом романе в частности.

[Кюхля]Первым по хронологии идет роман «Кюхля», написанный в 1925 году. Год написания сразу бросается в глаза: сто лет со дня восстания декабристов - именно эта дата послужила поводом для написания романа, который, кстати, изначально и не задумывался как роман. Именно здесь находятся истоки нового стиля. Начинается «Кюхля» как биографическая повесть, которая включается в себя жизнеописание юношеских лет главного героя, но постепенно это простое повествование перерастает в нечто большее: сухие биографические сведения отходят на второй план, уступая место поистине художественному языку, уже достаточно метафоричному (наиболее полно этот аспект раскроется в «Смерти Вазир-Мухтара») и поэтичному. Таким образом, в романе немаловажную роль играют лирические интонации. Казалось бы, для того, чтобы описать такое знаковое событие, как восстание декабристов, перечисления большого количества фактов и деталей просто не избежать, однако Тынянову удается это сделать. Но нельзя сказать, что роман потерял историческую достоверность, совершенно нет, он просто не перегружен этими самыми фактами, что позволяет читателю концентрировать свое внимание непосредственно на главном герое. На мой, взгляд, то, что писателю удалось органично соединить историю целой эпохи с историей одного человека, показать одно через призму другого - это чуть ли не самое ценное во всем романе. С одной стороны, эта история донельзя интимная, а с другой, безусловно, масштабная.
«Кюхля» - «повесть о декабристе» - именно так характеризует автор свое произведение, и именно сквозь эту призму героя-декабриста Тынянов совершенно с другой стороны раскрывает для читателя образ Вильгельма Карловича Кюхельбекера - чудаковатого неудачника, который все время находился в тени своих более известных товарищей. Читая роман, мы понимаем, насколько глупы и абсурдны эти представления, ведь перед нами раскрывается образ очень многогранного, талантливого, романтичного человека, который готов стоять за общее дело до конца.
На мой взгляд, этот роман еще не так целостно оформлен в языковом и стилистическом плане по сравнению с последующими, но от этого он не становится менее интересным. Несмотря на всю трагичность судьбы Кюхельбекера, роман не производит такого удручающего впечатления как «Смерть Вазир-Мухтара» (по моим субъективным ощущениям), хотя, конечно, жизнерадостным его тоже назвать нельзя. Я бы сказала, что он настоящий, такой, каким должен быть, такой, какой была описываемая в нем эпоха, какими были жизни большинства декабристов (не только Кюхельбекера) после знакового события.



Тынянов, Кюхля, рецензия, Пушкин, роман, Кюхельбекер, история

Previous post Next post
Up