"Быстрее, чем кролики" "Квартет-И"

Oct 14, 2013 11:34

Оригинал взят у tati_film в "Быстрее, чем кролики" "Квартет-И"
-Интересно, какая фотография будет у меня на памятнике?
-Ну, какие там фотографии! Такое серьезное, вдумчивое лицо.
-То есть на кладбище все умные, достойные люди.
-Жалко, что в жизни их так мало.
-А потому, что они все на кладбище.



«Быстрее, чем кролики» - спектакль театра «Кварт-И», премьера которого состоялась в 2005 году. Сразу расставим все точки над i : речь пойдет о видеоверсии, мне не довелось увидеть спектакль вживую, но, насколько я могу судить по отзывам, эти варианты отличаются друг от друга, я предполагаю, что видеовариант короче, и, возможно, содержит меньше шуток «ниже пояса», как характеризуют их некоторые зрители. Этот спектакль я смотрела бесчисленное количество раз и готова смотреть еще столько же, и поэтому, начав читать отзывы других людей, я была, мягко говоря, удивлена. Честно, я до сих пор не могу понять: или мое сознание окончательно сошло с ума, и мне полюбилась такая «пошлая», «омерзительная», «черноюморная» вещица (чего ранее я за собой не наблюдала), или люди, в большинстве своем, совершенно не поняли этой постановки, потому как отзывы, чаще всего, отрицательные. И так мне захотелось «оправдать» этот спектакль, так захотелось помочь людям понять, о чем он и почему в именно таком виде, что прямо сил нет. Давайте наконец поговорим о «кроликах…»

[Кролики, кролики, кролики...]«А поутру они проснулись…», - хочется так прокомментировать начало постановки, они проснулись и не смогли понять, где они, что было вчера и что же все-таки происходит с ними сейчас: странная одежда, незнакомое закрытое помещение без окон и дверей, а соответственно и без возможности выбраться - что это? Элитный вытрезвитель на Рублевке или Чистилище? Пожалуй, было бы лучше, если первое, но, спустя какое-то время, герои начинают склоняться ко второму варианту. Уже здесь, в самом начале пьесы, мы можем провести параллель с пьесой Сартра «За закрытыми дверями», о которой я писала тут http://tati-books.livejournal.com/4566.html , ясно, что представления об аде, его «внешнем виде» во многом схожи. Но мы же все-таки больше интересуемся смысловой составляющей, а здесь очевидные расхождения, квартетовцы уходят немного в другую степь, преподнося нам все с точки зрения современного человека: по сути, герои - прожигатели жизни, как и большинство современных людей, что они успели сделать за свою короткую, «кроличью» жизнь? А успели то совсем немного, осознание пришло, а свободы выбора уже нет, той самой свободы, о которой говорил нам и Сартр, разве это не трагично? Разве такой смысловой подтекст можно считать пошлым и глупым? По-моему, нет. Форма в данном случае вызывает больше спорных вопросов. Кто-кто, а я, наверное, самый ярый противник пошлости и уж тем более мата на сцене, но в данном случае, это сделано не потому что люди не знали, как это сделать иначе, как сказать об этом по-другому, а потому что именно эта форма является отражением современной жизни, все эти абсурдные персонажи - это все те же сартровские «кривые зеркала» только отражаемся в них мы, мы сами - современные жители планеты Земля. На своем сайте ребята из «Квартета» говорят о том, что сделали спектакль «гламурным» и, я бы сказала, что главные персонажи, по статусу и денежному положению отличаются от среднестатистического человека, но все же, все остальные, большинство ровняется именно на них, нет, конечно, в открытую все критикуют и хают (прошу прощение за просторечную лексику), но, по сути, совершают такие же поступки, как и «свет общества» или, попросту сказать, не совершают ничего из того, что следовало бы совершать. Мат (на котором я умышленно заостряю внимание), шутки, поведение персонажей - по-моему, это все выглядит безумно смешно, если рассматривать это не как отдельно взятые, несвязанные друг с другом и с сюжетом обрывки, а как высмеивание своих пороков, пороков всего поколения.
По структуре, по-моему, пьеса тоже построена очень удачно и никакой нагроможденности, лишних, проходящих фрагментов я не заметила, по-моему, все сцены связаны воедино и несут на себе определенную смысловую нагрузку, нельзя выбросить какую-либо из них безболезненно. Ну а ложный финал - это отдельная история: создатели снова приводят нас к полному абсурду, с одной стороны, это выглядит как глупость, это веселит нас и создает видимость счастливого разрешения сложившейся ситуации (насколько это возможно, с учетом опять же всей порочности поступков персонажей), но истинная развязка говорит совсем о другом…

Мне кажется, что я могла бы писать об этом спектакле бесконечно, столько я вижу в нем скрытых смыслов, но, в первую очередь, хочется сказать одно: это очень хорошая трагикомедия, «смех сквозь слезы» - эта фраза как нельзя лучше характеризует пьесу. Я считаю ее очень смешной, и, в тоже время, безумно трагичной, она, действительно, о жизни и смерти, как утверждают сами создатели; это что-то на грани разумного, на границе реального и фантастического, сумасшедшего и нормального, пошлого и жизненного - каждый волен трактовать по-своему.

Кадры из спектакля

[И где же кролики?]














Музыку к постановке написали Глеб и Вадим Самойловы ("Агата Кристи"), музыкальная тема из песни "Веселый мир" проходит лейтмотивом через весь спектакль
[Наконец-то кролики...]

Previous post Next post
Up