- Как зовешь ты его? - Безумцем. - Как, повтори, зовешь ты его? - Мудрецом. - Кто он в вашей шайке? - То, что он есть. - Главарь? - Нет. - Кто же он в таком случае? - Душа.
«Человек, который смеется» (1869 год) - один из самых известных романов Виктора Гюго, который по своей социальной направленности перекликается с другим произведением писателя - романом «Отверженные». «Человек, который смеется» - однозначно произведение монументальное, очень детально прописанное, соединяющее в себе черты романтизма и реализма. До сих пор критиками ведутся споры о том, к какому все же стилю тяготеет роман, и до сих на этот вопрос нет однозначного ответа. В моем сознании он все же примыкает к романтизму, в первую очередь потому, что главные действующие лица наделены чертами присущими именно романтическим героям: они высоконравственны, чисты, свободолюбивы - да и сюжет во многом соответствует канонам романтического жанра.
[Подробнее...]История, которая лежит в основе, производит поистине жуткое впечатление. Главные герои - Гуинплен, лицо которого еще в детстве было изуродовано компрачикосами, вынужден до конца своих дней носить на нем не сходящую «улыбку»; и Дея - слепая девушка, которую некогда спас Гуинплен. Оба персонажа на протяжении всего романа сохраняют в себе детские черты: наивность, душевная чистота, доброта, искренность - именно эти качества отличают их от остальных. А ведь они могли стать черствыми, жестокими по отношению к окружающему миру, к людям, у них были на это все основания: именно люди сделали их такими, именно они бросили Гуинплена на верную гибель, именно из-за их равнодушия Дея потеряла зрение, будучи еще младенцем. Изуродовав внешнюю оболочку, общество отвергло их, не желая понимать, что внутреннее содержание осталось невредимым, настоящим и по-детски искренним. Только благодаря этим качествам Гуинплен и Дея способны по-настоящему любить, они как будто созданы друг для друга: она не видит его внешнего уродства и по-настоящему может оценить его внутреннюю красоту, на что не способны другие, он - любит ее за то, что она принимает его таким, какой он есть. Не менее значима в романе роль еще одного персонажа - Урсуса, человека, который приютил и воспитал Дею и Гуинплена. Если где-то и прослеживаются черты реализма, то именно в этом образе. Урсус очень пессимистичен, внешне негативно настроен к окружающим, и кажется, что он не способен любить никого, кроме Гомо - своего верного спутника-волка, но, в то же время, он искренне переживает за главных героев, в душе он по-настоящему привязался к ним и считает своей семьей, хотя и пытается казаться равнодушным.
Очень большую роль играет социальный подтекст романа, Гюго противопоставляет нашим героям не только обычных людей, равных им по социальному статусу, он так же говорит о падшей английской аристократии того времени, жестокости английский королей, моральном разложении высших слоев общества. Гуинплену еще придется столкнуться с этим лицом к лицу в результате неожиданного поворота сюжетной линии романа, и, к сожалению, «свет» общества будет не в состоянии понять и принять его взгляды. Хочу заметить, что в своих произведениях Гюго уделяет большое внимание отступлениям от основной сюжетной линии и часто пускается в долгие и подробные рассуждения, описания тех или иных вещей, размышления на тему и т.п. В этом смысле «Человек, который смеется» не исключение, здесь отклонения от сюжета посвящены описанию жестоких нравов общества, многочисленным экскурсам в историю Англии, рассказам о ее феодальном строе и его последствиях. Все эти отступления однозначно очень органично вплетаются в общую канву произведения и помогают раскрытию сюжетной линии, являясь неотъемлемой часть стиля Гюго, но поскольку они достаточно обширны, прописаны детально и занимают чуть ли не половину романа, я думаю, что многим современным читателям они дадутся тяжело.
Основная сюжетная линия и судьба главных героев производит очень сильное впечатление, как и в большинстве романтических произведений, мы осознаем, что любовь душ по-настоящему осуществима только за гранью этого мира, в котором ей мешает куча внешних факторов и обстоятельств. А социальный подтекст, наверное, никогда не потеряет своей актуальности. Я считаю, что роман стоит прочесть, он, безусловно, является классикой и заставляет задуматься над очень значимыми вещами.
И снова немного картин, на сейчас раз это картины Макса Клингера - немецкого художника, можно сказать, современника Виктора Гюго. Атмосфера произведений Клингера, по-моему, очень схожа с атмосферой романа, наверное, именно такие настроения витали в воздухе в то время.