Свадьба Артуры и Гвиневеры. Иллюстрация Кортни Дэвиса

Mar 18, 2012 20:09


http://forum.romanticlib.org.ua/index.php?topic=1506.0;wap2

Статья Энциклопедии короля Артура и рыцарей Круглого Стола под редакцией А.Комаринец, издательство АСТ

ГВИНЕВЕРА (ГЕНИВЕРА, ГВЕНЬЕВЕРА, ГВЕНВИФАР, ГИНЕВРА, ГЕЙНОР). Супруга короля Артура и возлюбленная Ланселота Озерного.
В «Деяниях королей Британии» Гальфрида Монмутского (ок. 1135) Гвиневера предстает дочерью романизированных бриттских аристократов, которую за удивительную, красоту взял в жены Артур и на которой, узурпировав трон дяди, женился его племянник Мордред ,. Описывая испытываемое ею чувство вины и ее страх перед гневом Артура, «Роман о Бруте» Васа (ок. 1155) и «Брут» Лайамона (ок. 1200) рисуют ее сообщницей Мордреда. В то же время изложение событий в более поздних хрониках, где обстоятельства вынуждают королеву выйти замуж за узурпатора, значительно реалистичнее (исключение составляет аллитеративная поэма «Смерть Артура», называющая Гвиневеру матерью двух сыновей Мордреда.
Все до единой английские хроники подчеркивают бесплодие королевы, однако в валлийской традиции существует сын короля Артура и Гвиневеры. Имя супруги Артура - вероятно, в его исходном варианте Гвенвифар - несколько раз появляется в валлийских триадах. Гвенвифар упоминается четвертой.в триаде «Три неверные жены» как самая неверная из всех трех. Другая триада перечисляет «Трех великих королев Артура» и настаивает на том, что всех их звали Гвенвифар. Возможно, здесь налицо довольно частый в кельтском фольклоре случай утроения личности персонажа. У этой традиции древнейшие корни, она восходит к тройственному проставлению женского божества (так, Богиня-Мать в кельтской мифологии представлялась в трех лицах). Возможно, именно это породило легенду о двух Гвиневерах . Отношение к Гвиневере в валлийской традиции вообще двойственно: с одной стороны, она является образцом красоты, мудрости, с другой - коварно изменяет супругу с его незаконным сыном Мердаудом 
Существует гипотеза, согласно которой валлийское Гвенвифар (Gwenhwyfari является калькой ирландского Финнабайр) (Finnabair) («финн» в ирландском и «гвен» в валлийском варианте кельтского язьди означают «белый», а «абар» в ирландском и, возможно, «вифар» в гаэльском - «призрак»). Оба эти имени означают «белый призрак» или «белый фантом». У. Нитц переводит имя Gwenhwyfar как «сияющая белизной».
В хрониках и рыцарских романах существует множество вариантов имени супруги Артура. Так, у Гальфрида Монмутского она появляется как Генивера, в романах Кретьена де Труа - как Геньевра, в аллитеративной поэме «Смерть Артура» - как Гейнор и т.д. Обилие вариантов объясняется  тем, что ко времени написания хроник м романов смысл имени был уже утерян, французские поэты и переписчики, уже не воспринимая внутреннюю форму, писали его так, как им представлялось наиболее благозвучным.
Роман Ульриха фон Затцикховена «Ланцелет», в котором нет ни малейшего намека на роман Ланселота и Гвиневеры, возможно, отражает валлийскую традицию. Сама эта великая любовь является, вероятно, вымыслом графини Марии Шампанской, патронессы Кретьена де Труа, который увековечил это чувство в своих романах. Приблизительно полстолетия спустя написания «Ланселота, или Рыцаря повозки» неизвестный автор (или авторы) цикла  прозаических романов о короле Артуре, известного сегодня как «Вульгата», включили в него сюжет этого романа Кретьена. Но если первые книги «Ланселота» прославляют великую любовь (воспитавшая первого рыцаря Владычица Озера заверяет юную королеву, что в этом чувстве нет ничего предосудительного), то «Поиски Святого Грааля» осуждают эту же любовь как причину того, что Ланселоту не дано отыскать чашу Грааля, а в «Смерти Артура» - как одну из причин падения Круглого Стола,
Томас Мэлори объединяет традицию рыцарского романа с традицией хроник; в результате Гвиневера предстает фигурой как эпической (ее приданым оказывается сам Круглый Стол, отданный Утером Пендрагоном королю Камерлиада Лодегрансу), так и трагической героиней романов, которой суждено быть отданной в супруги тому, кого она почитает, но к кому не испытывает любви, и любить того, с кем не может соединиться.
В ряде рыцарских романов любовь Ланселота и Гвиневеры зародилась, когда первый рыцарь королевства вез невесту короля в Камелот. Согласно другим - возможно, более поздним - версиям, во время посвящения Ланселота в рыцари Гвиневере выпала роль подать юноше меч, чем она навеки завоевала его преданность.
Сохранив упоминаемые в хрониках попытки Мордреда жениться на королеве, Мэлори тем не менее устами самой Гвиневеры утверждает, что любовь ее и Ланселота стала причиной не только падения Круглого Стола, но и гибели Артура. Кроме того, в «Смерти Артура», как и в «Вульгате» (хотя  и в весьма измененном и сокращенном варианте), присутствует сюжет «рыцаря повозки» - история похищения королевы Мелеагантом, - причем этот сюжет скорее принадлежит к традиции более ранней, чем традиция рыцарских романов. История появления в Камелоте Элейны из Корбеника и безумия Ланселота, вызванного жестокими словами Гвиневеры, которую также пересказывает Мэлори, судя по всему - вымысел авторов «Вульгаты».
История появления в Камелоте сестры-близнеца королевы, Лжегвиневеры, и ее попыток занять место истинной супруги Артура - также плод фантазии создателей поздних рыцарских романов. К этой же категории сюжетов относится история ревности Гвиневеры к Элейне из Астолата и второго безумия Ланселота.
В поздних романах, где многие события подаются как борьба между различными кланами при дворе короля Артура, Гвиневера едва не становится жертвой вражды сыновей Лота с родом короля Пелинора. Некий Пинель, рыцарь Круглого Стола, искавший случая расправиться с Гавейном за убийство Ламорака Уэльсского, отравил яблоки, приготовленные Гвиневерой для Гавейна. Во время застолья, где было подано это лакомство, отравленное яблоко вместо Гавейна съел совсем иной рыцарь - и тут же скончался. Брат умершего, Мадор де ла Порте, поспешил обвинить королеву в убийстве. Несмотря на утверждения Гавейна, что яблоки предназначались скорее всего для него, Мадор потребовал от Артура суда над Гвиневерой. Король неохотно объявил, что дело будет решено поединком «божьего суда», и тайно послал за Ланселотом. Зная, что улики свидетельствуют против королевы, остальные рыцари Круглого Стола медлили выступить в ее защиту - в том случае, если бы Гвиневера не нашла себе рыцаря, ей предстояла казнь через сожжение. Первый рыцарь Артура, никем не узнанный, вернулся в Камелот в последний момент, когда Борс Ганский неохотно готовился к бою, чтобы выступить За Гвиневеру. Ланселот зарубил противника и скрылся, не называя своего имени, предоставив Гавейну выяснять, как обстояло дело, и наказать злодея.
Позднее Ланселот вновь приходит на помощь королеве, отправившись вызволять ее из замка Мелеаганта, который силой увез Гвиневеру, победив и тяжело ранив сопровождавших королеву рыцарей. После поединка с Мелеагантом Гвиневера назначает Ланселоту ночное свидание, во время которого он продирается сквозь прутья решетки, проводит ночь в ее опочивальне, но оставляет следы своего пребывания - пятна крови на постели. Мелеагант, в ярости от того, что вынужден освободить украденную даму, обвиняет ее в измене и требует предать Гвиневеру казни за прелюбодеяние. Ланселоту удается бежать из темницы, куда его заманил сенешаль Мелеаганта, и он вовремя возвращается в Камелот, чтобы сразиться за королеву на поединке «божьего суда».
После того как рыцари из рода Ланселота все же уговаривают его вернуться и примириться с королевой, Мордред и Агравейн застают первого рыцаря в опочивальне королевы. Ланселоту удается схватить оружие и вырваться из замка, однако при этом он тяжело ранит нескольких рыцарей Круглого Стола. Раненый Мордред незамедлительно отправляется к королю и.вновь требует суда над королевой. На этот раз Артур не в силах спасти супругу от костра: против нее - свидетельства очевидцев и рана Мордреда. Узнав, на какой день назначена казнь, Ланселот и его дружина врываются в Винчестер, чтобы освободить королеву и увезти ее в замок Веселая Стража, однако в разгоревшейся схватке погибает десяток рыцарей Круглого Стола.
Весьма примечательно, как именно авторы «Вульгаты» превращают королеву в фигуру трагическую. В первый раз (отравленное яблоко), когда королеве грозят костром, она невиновна; во второй раз (пятна крови, оставленные на ее постели в замке Мелеаганта раненым Ланселотом) она уже виновна по существу, но есть формальная клауза, позволяющая оправдать ее; в третий  же раз она идет на костер, застигнутая в опочивальне с Ланселотом. На этот раз она осуждена как преступница, застигнутая на месте преступления, и как виновница раны Мордреда. Спасая ее в третий раз, Ланселот обрекает на гибель этические основы, на которых зиждется само Артурово королевство. Более того, она оказывается косвенно виновна в гибели нескольких рыцарей Круглого Стола, в . том числе Гарета, Бомейна и Гахериса, случайно убитых в возникшей вокруг помоста схватке.
Гавейн в гневе требует от Артура объявить войну Ланселоту, которому он желает отомстить за гибель братьев. Войска Артура сперва осаждают замок Веселая Стража, а затем - и Бенвик, родовое владение Ланселота. Именно эта война заставляет короля оставить Логрию в руках Мордреда, который в отсутствие Артура пытается силой взять в жены Гвиневеру. Согласно Мэлори, королеве удается с помощью хитрости бежать из Винчестера, чтобы запереться в лондонском Тауэре - это позднейшая трансформация сюжета.
За возвращением Артура из Бенвика следует примирение королевской четы. Гвиневера удаляется в обитель Эмсбери, где после гибели Артура принимает постриг.

Статья Энциклопедии короля Артура и рыцарей Круглого Стола под редакцией А.Комаринец, издательство АСТ

Гвиневера, рыцари, Ланселот, история, Король Артур

Previous post Next post
Up